Можно показать, что для определения
зависимости силы тока в проводнике I от
напряжения на его концах U можно пользоваться
законом Ома. Для этого воспользуемся (5.1),
спроецировав его предварительно на направление
проводника s, выразив через него Es ,
умножив обе части полученного равенства на
площадь проводника pd2/4
(без нарушения общности ее можно считать
постоянной по длине) и проинтегрировав по длине
проводника l с учетом условия неразрывности js(x)=const:
(8)
где R- полное сопротивление
проводника. Последний интеграл в (8) равен нулю,
если температуры обоих концов проводника равны.
Записав уравнение второго правила
Кирхгофа для цепи на рис.1,
получим:
(9)
Здесь -
активное сопротивление в цепи, неизменное в
течение процесса; -
сопротивление проволоки с учетом нагрева (R0
- начальное сопротивление проволоки).
Для численного решения уравнения и
граничные условия (7),(9) приводятся к
безразмерному виду. Помимо безразмерной
величины q вводятся c =x/l ; t=t/tx
, где tx=L/RS
(постоянная времени переходного процесса в R-L
цепи); ток i=I/Ix ,где Ix=Eв/RS ( установившийся ток в цепи без
учета сопротивления проволоки Rпр). Все
функции от температуры в (7),(9) (теплоемкость,
теплопроводность и т.д.) записываются в виде , где f0=f(T0),
-
некоторая безразмерная функция. Получаем:
(10.1)
(10.2); (10.3)
Здесь ,, , , , , qз =Tз/T0
.
Для решения используется чисто
неявная линейная схема [10 , стр. 281]:
(11.1)
(11.2) , (11.3)
, i0=0
(11.4)
Здесь - искомая сеточная функция, описывающая
распределение температуры, n-индекс
временного слоя , j - индекс по координате; - шаг сетки по времени, h
- по координате, , , , , , , N - число шагов по координате (h.N=1).
Канонический вид системы (11.1)-(11.3) на n+1
временном слое:
(12.1)
(12.2)
Здесь , , , . На каждом
временном слое, начиная с нулевого ( начальное
условие ), сначала из (11.4) определяется in+1
затем (12) решается относительно un+1 методом
прогонки (см. напр. [1 , стр. 161] ).
Все численные расчеты и
аппроксимация табличных данных выполнены при
помощи пакета MathCad 7.0 Pro.[2].
Наверх
В начало |