Использование интегрированной
символьной системы Mathematica при изучении курса
высшей математики в вузе
АВТОРЕФЕРАТ диссертации
Дьяченко С.А.
В начало
Основные результаты исследования
Современный уровень
требований общества к профессиональной
подготовке специалистов определяет
необходимость внедрения в образование новых
методических систем обучения, важным
компонентом которых становятся новые
компьютерные технологии.
Одним из последних достижений в
области компьютерного обеспечения
математических исследований и средством
повышения эффективности процесса обучения
высшей математики в вузе является
интегрированная символьная система Mathematica.
Как показал анализ научной литературы,
связанной с темой исследования, проблема
использования ИССМ в процессе обучения
студентов высшей математике в вузах
естественно-технического профиля остается
неразрешенной.
В диссертационном исследовании
разработаны теоретические основы использования
компьютерных технологий в процессе обучения
математики в вузе. Практической реализацией
явилось создание учебно-методического комплекса
на основе системы лабораторных работ с
использованием ИССМ.
Экспериментально установлено, что
внедрение в процесс обучения высшей математики
лабораторных работ с помощью ИССМ способствует
повышению качества знаний студентов,
формированию их познавательной
самостоятельности.
В соответствии с задачами и целью
исследования получены следующие результаты и
выводы:
- Анализ современного состояния проблемы
использования новых компьютерных технологий
позволил сделать вывод о необходимости
разработки научных основ применения новых
компьютерных технологий в процессе обучения
высшей математике в вузе.
- На основе программного продукта высокого
качества ИССМ, позволяющего проводить
математические исследования, описан метод
обучения с использованием ИССМ и его основные
дидактические характеристики.
- Сформулирована новая компьютерная парадигма
образования студент – учебник, компьютер –
преподаватель, которая предполагает в качестве
источника получения информации параллельное
использование учебника и компьютера. Основой
послужил личностно-ориентированный подход к
обучению и концепция медиаобразования.
- Разработана методическая модель обучения
высшей математике на основе ИССМ, отвечающая
новой компьютерной парадигме образования,
знаковой модели научения и государственному
стандарту высшего профессионального
образования по математике.
- Создан учебно-методический комплекс на основе
системы лабораторных работ, соответствующий
этой модели и включающий программу, содержание и
методические рекомендации по его реализации.
- Результаты экспериментальной проверки
использования учебно-методического комплекса
показали, что он способен сформировать высокий
уровень математической подготовки студентов,
развивает их познавательную самостоятельность.
Основное содержание работы
отражено в следующих публикациях:
- Изменение инженерного образования в условиях
информатизации общества / Ресурсосберегающие
технологии при хранении и переработке
сельскохозяйственной продукции. V международный
научно-практический семинар. – Орел, 2000. – с. 52 –
54.
- Использование интегрированной символьной
системы Mathematica при обучении студентов курсу
высшей математики / Компьютерные технологии в
учебном процессе и научных исследованиях.
Сборник докладов научно-методического семинара.
– Орел, 2000. – с. 61 – 62.
- Методика проведения лабораторных работ по
линейной алгебре на компьютере с использованием
системы Mathematica / Применение современных
образовательных технологий в учебном процессе.
Материалы учебно-методической конференции. –
Кострома, 2000. – с. 72 – 74.
- Психолого-педагогические проблемы
компьютеризации обучения. / Новые технологии
обучения, воспитания, самообразования и
творческого развития специалистов в высшей
школе. Тезисы межвузовской научно-практической
конференции. – Орел, 2000. – с. 34 – 36.
- Разработка обучающих программ / Новые
технологии обучения, воспитания,
самообразования и творческого развития
специалистов в высшей школе. Тезисы межвузовской
научно-практической конференции. – Орел, 2000. – с.
58 – 59.
- Решение некоторых задач по аналитической
геометрии с помощью системы Mathematica / IV сборник
трудов молодых ученых и студентов. – Орел, 2000. –
с. 78 – 79.
В начало |