Вернуться
на страницу <Методические разработки>
В начало
Занятие 1. Использование Mathcad в качестве
суперкалькулятора
Пример 1.
Для набора выражения используем обычную
математическую нотацию: 1/ =. Знак квадратного корня мы найдём,
раскрыв арифметическую палитру .
В конце выражения поставим знак равенства
"=".
Пример 2. Можно присвоить
значения переменным:
Ввод заканчивается клавишей Enter или щелчком
мыши вне определения.
Здесь мы обозначили переменные буквами: a, b, p; но
можно использовать произвольный набор символов
для обозначения переменных. Имена переменных
чувствительны к регистру. Вначале вводится имя
переменной, затем символ ":" (или знак =),
затем число или выражение (в частности, мы
использовали предопределённую константу из
арифметической палитры, Ctrl-p). Синий
уголок показывает текущий операнд выражения, он
может быть расширен клавишей "Пробел".
Обратите внимание, что в качестве разделителя
целой и дробной части числа используется точка .
Теперь этими переменными можно пользоваться при
арифметических вычислениях.
:= это оператор присваивания,
= это команда "Вывести значение".
Сейчас видна разница в использовании оператора
присваивания := и знака =.
Пример 3. Вычислите для х=1
следующие функции:
Функция arctg(x)
обозначена здесь как atan(x)
Вычислите значения при х=3, а также при х=5.
Для корректного ввода формул необходимо
пользоваться арифметической палитрой и кнопкой
"Вставить функцию" и копировать
формулы, используя кнопки панели инструментов.
Правило видимости: значение
переменной доступно правее и ниже её
определения.
Глобальные переменные доступны везде
на рабочем листе и вводятся знаком ~, например,
введём N~100, получим:.
Если Вы хотите изменить количество знаков
результата вычислений после десятичной точки,
это можно сделать в меню Format\Number...\Displayed
Precision(3) или просто дважды щелкнуть мышкой по
выражению, после чего, заменить 3 на 6.
Установим, например, для значения выражения 6
значащих цифр:
Для ввода текстового комментария необходимо
ввести знак двойной кавычки " , затем вводить
текст. При достижении конца строки происходит
автоматический перенос на следующую. Текстовая
область, как и любая другая, может быть
перемещена на рабочем листе или скопирована в
буфер. Маркеры текстовой области позволяют
менять её размеры.
Упражнение для самостоятельной работы
Вычислите при х=2:
Числовые массивы . Матрицы
Матрица - прямоугольная таблица чисел (массив).
Поэтому будем понимать эти термины как синонимы.
В Mathcad реализованы одно- и двумерные матрцы,
причём одномерные матрицы - это просто массивы у
которых один столбец. Создаются матрицы при
помощи кнопки палитры инструментов или команды Insert\Matrix...,
где указывается количество строк, столбцов Rows и
Columns . Для примера создадим матрицу размером 3*3 и
3*1:
Матрицу с одним столбцом называют вектор-столбец.
Принято обозначать матрицы большими
латинскими буквами.
С матрицами можно проделывать множество
операций, имеется даже специальная матричная
алгебра, но это выходит за рамки нашего курса и мы
ограничимся лишь обычными операциями с массивом
чисел.
- Умножение матрицы на число
- Сложение матриц
Примечание. Совершенно очевидно, что в
операциях сложения размеры матриц должны
совпадать.
Доступ к элементам
Имея дело с массивами чисел неплохо было бы
иметь возможность извлечения отдельного числа
из матрицы. Для этого реализован механизм
индексирования. Так в одномерной матрице
(вектор-столбце) все значения пронумерованы от 0
до n-1, где n - количество значений. Обращение к
элементу массива прозводится по индексу.
Например, в матрице В три значения с индексами 0,1,2
и обращение к ним производится, как к переменной
с индексом:
Индекс вводится символом квадратной скобки [ -
B[0, B[1, B[2 или из арифметической палитры.
Примечание. Переменная с индексом
может присутствовать в арифметическом выражении
наряду с другими переменными.
Обращение к двумерному массиву производится
аналогично, только приходится указывать два
индекса через запятую: первый индекс - это номер
строки, второй - номер столбца. Как и ранее
нумерация начинается с 0. Например:
Упражнение для самостоятельной работы
Введите матрицы размером
2*2, 3*3, 4*4, 1*3 с произвольным набором чисел.
Что касается последней матрицы размером 1*3, то
хотя это и одномерная матрица - вектор-строка,
доступ к её элементам возможен только как к
двумерной, где первый индекс равен 0, например:
Примечание. Элементами матрицы могут
быть и арифметические выражения.
В начало
Вернуться на страницу
<Методические разработки> |