Вернуться
на страницу <Методические разработки>
Содержание
Интеграция ШКОЛА-ВУЗ: опыт информационного
обеспечения
И.А. Ходяков, заведующий
специализированной лабораторией ЦНИТ МИРЭА
Современное состояние информационных
технологий и, в частности, возможности Internet,
создают качественно новые условия для
информационной поддержки основного и
дополнительного образования школьников. Однако
наряду с проблемами доступа к информационным
технологиям мирового уровня существуют и
проблемы эффективного их использования. Процесс
интеграции школа - вуз дает уникальные средства
разрешения проблем такого рода.
Учитывая научно-методический разрыв между
уровнями изложения учебных дисциплин в средней
школе и вузе (как по естественнонаучным, так и по
технико-экономическим и гуманитарным профилям
вузов). При относительно слабо развитой базе
программно-методического, материального и
профессионального обеспечения учебного
процесса, естественной "точкой
соприкосновения" школы и вуза, становится курс
информационных технологий или, как в нашем
случае, интегрированный профориентационный курс
"Информационные и электронные технологии"
для старших классов. Данный курс включает
разделы по основам электротехники,
полупроводниковой электроники и
микропроцессорной техники [1], преподаваемый в
школе № 1006 и в межшкольном учебном комбинате № 5
г. Москвы.
В рамках договора между этими учебными
заведениями, Центром НИТ МИРЭА и корпорацией
"Софт Лайн" (программное обеспечение фирм
Mathsoft, Mikrosoft и др. для учебных заведений) в мае 1997 г.
была создана специализированная лаборатория
ЦНИТ МИРЭА, работающая на базе
профориентационных кабинетов школы и
межшкольного комбинатах [2].
Преподавание курса базируется на
использовании автоматизированных рабочих мест
(АРМ) учащихся, которые представляют собой
интегрированную наборно-измерительную
экспериментальную среду в составе стендов, а
также программно и аппаратно сопряженных с ними
ПЭВМ. В такой среде возможна текущая работа как с
математической моделью изучаемых явлений, так и
с их электронной и физической моделями. Основным
программным обеспечением является Mathcat 6.0 PLUS,
предоставляющий мощную математическую и
гипертекстовую поддержку, а также Electronics Workbench
(электронное моделирование).
Для обеспечения полноты содержания и создания
структурного единства объектной и субъектной
сторон учебного процесса поставлена задача
создания базы знаний с унифицированной
фрактальной структурой [3], отражающей историю
изучаемых явлений, систему категорий отрасли
знаний, систему научных школ.
Началом создания такой общедоступной по Internet
базы знаний является размещение учебных
материалов по основным разделам курса на
www-сервере ЦНИТ МИРЕА (www.mirea.ac.ru).
В рамках семинара при окружном
учебно-методическом кабинете и ФПК ЦНИТ МИРЭА
среди преподавателей Западного округа г. Москвы
проводится работа по ознакомлению с
возможностями принятой технологии обучения, в
частности, с эффективностью работы в среде Mathcad.
Использование Internet-технологий может не только
дать доступ к необходимым информационным
материалам, но и расширять возможности
творческой коллективной работы учителей и
учащихся по их созданию, в том числе в порядке
внеклассной работы.
С другой стороны, только вуз может обеспечить
полноценную научно-методическую и техническую
поддержку дистанционным формам основного и
дополнительного образования школьников. Живой
опыт работы специализированной лаборатории ЦНИТ
МИРЭА убеждает в актуальности интеграционного
процесса школа-вуз.
Литература:
- Ходяков И.А.Профориентационный
интегрированный курс на базе автоматизированных
рабочих мест учащихся в средней школе/ Школа, 1997,
№6.
- Ходяков И.А., Дешко И.П., Боровиков И.П.
Сообща, в тесном содружестве. Опыт
информационного обеспечения процесса
интеграции школа-вуз / Учитель, 1997, №3.
- Ходяков И.А. Фрактальная модель
структуры диалектики. Деп. ИНИОН РАН 09.06.92 г., №46608.
Содержание
Вернуться на страницу
<Методические разработки> |