Вернуться
на страницу <Методические разработки>
Содержание
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ MATHCAD 6.0 PLUS И ELECTRONICS WORKBENCH 5.12 В
ИНТЕГРИРОВАННОМ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОМ КУРСЕ
"ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" В
СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ № 1006 г. МОСКВЫ
Часть 2. Моделирование электрических цепей
постоянного тока.
Приведем примеры использования MathCAD 6.0 PLUS и
Electronics Workbench 5.12 для решения типовых задач,
представляющих интерес для преподавателей
информатики, математики, физики и технологии.
Рассмотрим тематическую цепочку "закон
Ома для однородного участка электрической
цепи" - "закон Ома для неоднородного участка
- обобщенный закон Ома" - "правила
Кирхгофа" , в которой пересекаются
интересы физики, технологии и математики.
Создадим электронную модель однородного
(резистивного) участка цепи в
электронной лаборатории Electronics Workbench 5.12:
Параметры компонентов цепи (а также
надписи-названия) редактируются в окнах,
вызываемых двойным щелчком мыши по элементу
схемы [2]. Использован источник постоянного
напряжения (в европейском стандарте
изображения), амперметр и вольтметр - в моде DC (Direct
Current - постоянный ток).
Воспользуемся функциональным генератором
(Function Generator) для получения ВАХ резистора, подавая
на резистор пилообразное напряжение.
Длительность первого полупериода (Duty cycle)
установлена на генераторе в 99% периода.
Напряжение генератора подаем на канал A
осциллографа (Oscilloscope) с резистора R1. Напряжение,
прямо пропорциональное силе тока, подаем на
канал B осциллографа с дополнительного резистора
R2 по схеме характериографа:
В режиме B/A осциллографа получаем фазовую
диаграмму (экран прибора увеличен - кнопка
"Expand"):
Cохранение диаграммы в графическом формате и её
редактирование осуществляется в окне
аналитических графиков (Analysis Graphs):
Для установки параметров осей, графиков и линий
сетки щелчком правой кнопки мыши вызываем
контекстные меню, где открываем окно
"Свойства" ("Properties").
Математическая модель в MathCAD 6.0 PLUS дает график
прямо пропорциональной зависимости. На втором
графике ток и напряжение на резисторе заданы
параметрически. Эта форма предпочтительнее для
получения ВАХ электрических цепей
синусоидального тока:
Как видим в начале документа, "русские"
размерности физических величин легко
определяются через встроенные переменные
"английских" размерностей.
Устройство записи данных (Write Data) позволяет
сохранить в текстовый файл уровни потенциала в 8
точках измерения. Данные импортируются в MathCAD как
матрица (встроенная функция READPRN [1]) для
дальнейшей численной или графической обработки,
их можно также вставить в в окно "Описание"
("Description") документа электронной
лаборатории:
В MathCAD по оси абсцисс фазовой диаграммы
выведены элементы второго столбца (номер столбца
j = 1, - по умолчанию столбцы и строки массивов
нумеруются, начиная с 0), а по оси ординат -
третьего столбца:
При создании графика поверхности
("пространства эксперимента") номер строки i
использован как "естественный параметр". В
окне также показаны палитры матричных операций и
графиков, раскрытые щелчком левой кнопки мыши по
панели символов (ниже меню).
Разумеется, в электронной лаборатории можно
имитировать и "ручной" режим проведения
опыта: увеличивать напряжение на резисторе,
уменьшая сопротивление переменного резистора
нажатием на клавишу [R] (или любую, назначенную
пользователем) согласно определенному
декременту. Показания приборов просто вводятся с
клавиатуры в окно "Description" как в стандартном
приложении Windows "Блокнот". Скопируем вид
такого эксперимента:
Копирование любой области окна Electronics Workbench 5.12 -
команда "Копировать как точечный рисунок"
("Copy as Bitmap"), просмотр содержимого буфера
обмена - команда "Показать буфер обмена"
("Show Clipboard") в меню "Правка" ("Edit").
Рассмотрим теперь модели неоднородных
участков электрической цепи постоянного тока
. На приборах, включенных с учетом полярности, в
моде DC, отрицательные показания означают, что
"минус" прибора (жирная черная черта)
подключена более высокому потенциалу, чем
"плюс" (тонкая черта), "против тока".
Найдя направление тока в цепи, легко увидеть
правило [3], согласно которому напряжение на
резисторе записывается с "+" при совпадении
направления обхода с направлением тока через
резистор и с "-" в противном случае. Точно так
же, значение включенной в участок ЭДС
записывается с "+" при совпадении
направления обхода с направлением действия
сторонних сил - в направлении повышения
потенциала и с "-" в противном случае:
Как видим, при обходе неоднородного участка от
узла 1 к узлу 2 падение напряжения на резисторе
равно разности потенциалов узлов 1 и 2 плюс ЭДС:
Аналогично, при обратном включении ЭДС (как на
рисунке ниже):
В обоих случаях резистор проходится в
направлении тока, как это видно по показаниям
приборов. Следует также учесть, что по умолчанию
сопротивление амперметра в электронной модели
равно 1 мОм, а вольтметра - 1 МОм.
Рисунки выполнены в приложении Visio Express for MathCAD, -
в нем очень удобно создавать графические объекты
как в MathCAD, так и в приложениях Microsoft Office.
Объединение участков в контур и
включение контура во внешнюю цепь на
модели наглядно показывает выполнение правил
Кирхгофа :
- алгебраическая сумма токов в любом узле равна
нулю;
- при круговом обходе любого контура
алгебраическая сумма падений напряжений на
резисторах равна алгебраической сумме ЭДС.
Первое правило есть следствие закона
сохранения электрического заряда ("в
пересчете на 1 с") в форме уравнения
напрерывности тока, второе - следствие закона
сохранения энергии ("в пересчете на +1 Кл") с
учетом потенциальности электрического поля
цепей постоянного тока.
Например, как это видно по показаниям
амперметров, в узел 1 "входит" ток IE1 = 28.41 А, а
из узла "выходят" токи I1 = 20.93 А и I2 = 7.469 А:
IE1 - I1 - I2 = 0
При круговом обходе составленного из
неоднородных участков контура по часовой
стрелке (узел 1узел
2узел 3узел 1) сопротивления R2
и R3 проходятся "по току", а резистор R1 -
"против тока"; ЭДС e1 проходится в
направлении повышения потенциала, а ЭДС e2 и e3 - в
направлении понижения потенциала:
Освободив рассмотренную модель от
измерительных приборов, запишем для полученной
схемы систему линейных уравнений, обходя контуры
по часовой стрелке, и решим её в MathCAD [3; 4; 5].
Направим произвольным образом токи в ветвях: I1
из узла 3 в узел 1; I2 из узла 1 в узел 2; I3 из узла 3 в
узел 2; I4 из узла 2 в узел 4; I5 из узла 4 в узел 1; I6 из
узла 4 в узел 3. В случае неправильно
"угаданных" направлений соответствующие
решения системы линейных относительно
неизвестных токов уравнений получатся
отрицательными.
Запишем первое правило Кирхгофа для узлов 1 - 3:
I1 - I2 + I5 = 0
I2 + I3 - I4 = 0
- I1 - I3 + I6 = 0
Для контуров 1 - 3 запишем второе правило
Кирхгофа:
Перепишем систему уравнений в стандартной
форме с учетом коэффициентов всех переменных и,
определив в MathCAD матрицу коэффициентов при
неизвестных A и вектор-столбец свободных членов b,
применим встроенную функцию решения системы
линейных уравнений LSOLVE(A,b) [1]:
Стрелки токов I1, I3 и I6 на рассмотренной схеме
следует развернуть.
На практике десятиклассники, получив в MathCAD
решение системы и значения определителей для
применения правил Крамера, находят значения
определителей "вручную" методом разложения
по элементам строки или столбца. Сам этот метод
легко обнаруживается, в том числе с помощью
символьного процессора (аналитические
преобразования математических выражений [1]) MathCAD,
как это показано в учебном пособии [5],
размещенном также на сервере фирмы Софтлайн (http://www.softline.ru).
Вообще, доступность результатов применения
высшей математики в MathCAD "провоцирует"
потребность разъяснить смысл её основных
понятий, ориентируясь на физические и
геометрические аналогии в представлении детей.
При этом самым благодарным путем оказывается
обращение к классике математики - к Ньютону,
например: "Площадь кривой есть непрестанно
рождающееся количество, увеличивающееся
непрерывной флюксией (производной, - И.Х.),
пропорциональной ординате кривой" (Исаак
Ньютон. Математические начала натуральной
философии (1687 г.)). Здесь функция предстает
триединым процессом движения вправо по оси
абсцисс [6]: за её ординатой, "управляемой"
производной, нарастает площадь, формула
изменения которой - неопределенный интеграл - и
есть некий "итог" нарастания. "Разность
итогов" - теорема Ньютона-Лейбница - очевидна
для десятиклассника. Лошадь, всадник и путь - вот
как ассоциируется живое понятие функции, и эта
аналогия детьми принимается с удовольствием,
хотя сам подход вызвал как положительные, так и
резко отрицательные оценки у
математиков-профессионалов, преподавателей
вузов. В любом случае, по виду графиков степенных
и гармонических функций десятиклассники легко
"угадывают" формулы их производных и
неопределенных интегралов, так что любая
задача с применением аппарата математического
анализа обязательно решается до применения MathCAD
"вручную" , - это принципиальный
момент ("не очевидные" задачи в нашем курсе
не рассматриваются). Далее, поскольку построение
поверхностных графиков и создание декартовых
графиков их сечений в MathCAD чрезвычайно просто, то
не вызывает затруднений и нахождение частных
производных, и понятие полного дифференциала.
Применение дифференцирования облегчает работу
с основным законом электродинамики и его
использованием в электротехнике. В этих же
отраслях благодаря интегрированию облегчен
расчет действующих значений переменных величин -
средних квадратичных. Наконец, формула полного
дифференциала относительно абсолютных
погрешностей прямых измерений позволяет в MathCAD
легко находить формулы абсолютной и
относительной погрешностей косвенных измерений
[6; 7]. Причем выявление влияния погрешности
прямого измерения на итоговую погрешность
вызывает у детей почти "детективный"
интерес.
Рассмотрим, например, применение символьных
(аналитических) преобразований в MathCAD для
получения формул абсолютной и относительной
погрешностей косвенного измерения удельного
сопротивления материала тонкой проволоки [7].
Такой анализ предваряет работу с физическими
моделями, позволяя заранее оценить методику
измерений.
Согласно закону Ома и определению удельного
сопротивления найдем расчетную формулу для
косвенного измерения:
Определим формулу абсолютной погрешности
косвенного измерения и, воспользовавшись
"символьным равенством", получим результат нахождения
частных производных по прямо измеряемым
переменным:
"Очистим" полученное выражение от скобок и
значков модулей и определим формулу
относительной погрешности косвенного измерения,
которую упростим, выбрав команду "Разложить по
степеням" из меню "Символика":
Измерение диаметра проволоки микрометром
вместо штангенциркуля уменьшит вносимую
погрешность на порядок.
Ниже - окно MathCAD с рассмотренным документом и
палитрой операций математического анализа:
Литература:
- MATHCAD 6.0 PLUS. Финансовые, инженерные и научные
расчеты в среде Windows 95./Перевод с англ. - М.:
Информационно-издательский дом "Филинъ", 1996.
- 712 с.
- Electronics Workbench. Professional Edition. User's guide. Version 5./Interactive Image
Technologies Ltd. Canada. 1996.
- Иродов И.Е. Основные законы
электромагнетизма: Учеб. пособие для студентов
вузов. - 2-е, стереотип. - М.: Высш. шк., 1991. - 288 с.: ил.
- Ходяков И.А. Основы электродинамики.
Под ред. И.П. Дешко. Учебное пособие /МГДТДиЮ,
МИРЭА - М., 1998, 47с.
- Ходяков И.А. Элементы линейной алгебры.
Под ред. И.П. Дешко. Учебное пособие /МГДТДиЮ,
МИРЭА - М., 1998, 15с.
- Ходяков И.А. Элементы математического
анализа. Под ред. И.П. Дешко. Учебное пособие
/МГДТДиЮ, МИРЭА - М., 1998, 16с.
- Ходяков И.А. MATCAD 6.0. Практическое
руководство для старшеклассников. Часть II. Под
ред. И.П. Дешко. Учебное пособие /МГДТДиЮ, МИРЭА -
М., 1998, 31с.
E-mail: sch1006@mtu-net.ru;
sc1006@mirea.ac.ru
Телефон: 733-6727
Адрес: 119634, Москва, ул. Шолохова, 9
Содержание
Вернуться на страницу
<Методические разработки> |