Купить Matlab  |  Mathematica  |  Mathcad  |  Maple  |  Statistica  |  Другие пакеты Поиск по сайту
Internet-класс  |  Примеры  |  Методики  |  Форум  |  Download
https://hub.exponenta.ru/


 
Материалы межшкольного учебного центра информационных и
электронных технологий (школа №1006, г. Москва)
И.А.Ходяков

Вернуться на страницу <Методические разработки>
Содержание

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ MATHCAD 6.0 PLUS И ELECTRONICS WORKBENCH 5.12 В ИНТЕГРИРОВАННОМ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОМ КУРСЕ "ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ № 1006 г. МОСКВЫ

Часть 1. Бинарная логика и цифровая техника.

Курс объединяет содержание базового уровня "Информатики" с технологическими разделами "Основы электродинамики", "Основы электротехники", "Основы полупроводниковой электроники" и "Основы цифровой техники" и рассчитан на 2 года из расчета 2 учебных часа теоретических и 2 часа практических занятий в неделю:

Учебный план интегрированного курса "Информационные и электронные технологии"

Название раздела и темы

Класс 10 11
Полугодия I II I II
Недели 15 17 15 17
Учебные часы 60 68 60 68
1. Элементы ОС MS Windows 98 и MS Office 97 36      
1.1. Интерфейс пользователя и файловая система ОС MS Windows 98 10      
1.2. Объекты и стандартные приложения Windows 98 8      
1.3. Структура MS Office 97. Excel 97: создание документов 6      
1.4. Создание документов в Word 97 6      
1.5. Создание баз данных в СУБД Access 97 6      
2. Элементы Mathcad 6.0 PLUS 24      
2.1. Mathcad 6.0 PLUS: функции, графики и символьные операции 6      
2.2. Элементы линейной алгебры. Правила Крамера 6      
2.3. Понятие производной и дифференцирование в Mathcad 6.0 PLUS 6      
2.4. Понятие интеграла и интегрирование в Mathcad 6.0 PLUS 6      
3. Основные законы электродинамики   30    
3.1. Закон Кулона   6    
3.2. Электрические цепи постоянного тока. Правила Кирхгофа   4    
3.3. Закон Био-Савара-Лапласа   6    
3.4. Закон Ампера и сила Лоренца   4    
3.5. Полевые теоремы и уравнения Максвелла   4    
3.6. Закон Фарадея   6    
4. Основы электротехники   38    
4.1. Однофазные цепи переменного синусоидального тока   12    
4.2. Трехфазные цепи переменного синусоидального тока   12    
4.3. Трансформаторы   4    
4.4. Электрические машины синусоидального переменного тока   6    
4.5. Электрические машины постоянного тока   4    
5. Основы полупроводниковой электроники     38  
5.1. Полупроводниковые приборы     10  
5.2. Электронные усилители     6  
5.3. Электронные генераторы     6  
5.4. Импульсные схемы электроники     6  
5.5. Источники питания     6  
5.6. Интегральные микросхемы     4  
6. Элементы бинарной логики     22  
6.1. Логические функции. Булев базис     4  
6.2. Основные логические тождества     8  
6.3. Минимизация логических функций     4  
6.4. Представление логических автоматов в различных базисах     6  
7. Синтез логических схем компьютерного интерфейса       28
7.1. Синтез интерфейсных схем без обратных связей       8
7.2. Синтез триггеров       8
7.3. Синтез триггерных схем машинного интерфейса       12
8. Основы программирования и сетевых технологий       40
8.1. Структура микроЭВМ       8
8.2. Основы алгоритмизации       4
8.3. Основы программирования       8
8.4. Система языков программирования       10
8.5. Сетевые технологии       10

Технической базой курса являются 8 автоматизированных рабочих мест (АРМ) учащихся в составе двух ПЭВМ IBM PC и лабораторного стенда, позволяющего работать с физическими моделями изучаемых явлений в ручном и автоматизированном режимах измерений. Такая форма организации АРМ является, по мнению автора, необходимой [1 - 3]:

Основными программными средствами, без которых обычному старшекласснику невозможно твердо усвоить вышеперечисленный спектр знаний, являются профессиональные приложения, позволяющие в "естественном интерфейсе" работать с математическими моделями изучаемых явлений (MathCAD 6.0 PLUS фирмы MathSoft Inc., США) и электронными моделями (Electronics Workbench 5.12 фирмы Interactive Image Technologies Ltd., Канада).

Технология работы в указанных приложениях проста и очень нравится ребятам. Все дети, как показывает их "общение" с MathCAD, любят математику, а возможность проверять собственными расчетами показания приборов в электронной модели делает их интерес к электротехническим и электронным технологиям неподдельным и устойчивым. И, самое главное, учащийся получает "конечные", профессиональные знания и соответствующий язык. Это позволяет впоследствии безболезненно перейти к работе с вузовскими учебниками и профессиональной справочной литературой, так как, наряду с технической документацией пользователя приложений, эти источники и являются основными в курсе.

Кроме того, на их базе создаются учебные пособия по разделам курса [4 - 9], в текстах которых интенсивно используется интерфейс приложений, так что, кроме поддержки конспектов, они применяются и при непосредственной работе с компьютером как "нотные тетрадки". Часть их размещена на серверe фирмы Софтлайн, эксклюзивного дистрибьютора в РФ и СНГ известнейших математических приложений, в т. ч. MathCAD и Electronics Workbench (http://www.softline.ru).

Приведем примеры использования MathCAD 6.0 PLUS и Electronics Workbench 5.12 для решения типовых задач, представляющих интерес для преподавателей информатики, математики, физики и технологии.

В первую очередь рассмотрим тематическую цепочку "бинарная логика" - "логический автомат" - "цифровой прибор", в которой пересекаются интересы информатики и технологии.

При определении логических функций и доказательстве логических тождеств используются несколько форм их представлений: табличная, алгебраическая, графическая (диаграммы Венна и временные диаграммы), определение функций пользователя в MathCAD, электронная модель в Electronics Workbench в форме логической схемы из логических элементов или моделей интегральных микросхем (ИМС), а также представление в физической модели на реальных ИМС.

Определим в MathCAD унарные и бинарные логические функции, достаточные для синтеза логического базиса:

 

В MathCAD также возможно создать простые функции пользователя, играющие роль временных диаграмм. Здесь встроенная функция ceil(x) возвращает наименьшее целое, большее или равное x, а встроенная функция mod(x, y) возвращает остаток от деления x на y:

 Докажем тождества де Моргана:

Представим теперь вышеприведенный набор тождеств де Моргана в форме диаграммы Венна, где они вполне очевидны:

Построим в MathCAD пространственные гистограммы, отражающие таблицы истинности для последнего тождества:

Смоделируем это же тождество в Electronics Workbench 5.12.

В такой модели для задания значений "входных" логических переменных используется "Генератор слов" ("Word Generator"), а для вывода временных диаграмм входных и выходных сигналов - "Логический анализатор" ("Logic Analyser"). В генераторе слов используется шестнадцатеричное представление входных кодов. Уровень потенциала в 8 точках можно сохранить в текстовый файл. Данные из текстового файла можно импортировать в MathCAD как массив для дальнейшей численной или графической обработки.

В электронной лаборатории используется также "Логический конвертер" ("Logic Converter"), позволяющий осуществлять 6 логических преобразований для 8 логических переменных: представление таблицы истинности собранной схемы; обращение таблицы в логическую формулу (СДНФ); минимизация СДНФ (алгоритм минимизации по таблице истинности для большого числа переменных приведен в руководстве пользователя "Technical Reference"); обращение формулы в таблицу истинности; представление формулы в виде схемы логических элементов; представление формулы схемой в логическом базисе 2-И-НЕ. На рисунке показаны результаты последовательного выбора "конверсий", смысл которых понятен из обозначений на кнопках прибора:

Синтезированную конвертером в базисе 2-И-НЕ схему реализуем на модели ИМС 7400 (западный аналог отечественной ЛА3):

В электронной модели для вывода численной и графической информации использовано диалоговое окно "Аналитические графики" ("Analysis Graphs"):

На стенде с реальной ИМС К155ЛА3 эксперимент очень прост: низкий логический уровень на входах логических элементов устанавливают, соединяя их с "землей", тогда на незаземленных входах - высокий уровень. Выходной уровень фиксируется вольтметром, электронным осциллографом или светодиодным индикатором. Приведем схему и фото простейшего устройства для опытов с ИМС (используется трехрядный разъем СНП), - дети на нем с удовольствием "играют с живыми микросхемами":

   001.jpg (79866 bytes)

Заметим, что экспериментальные стенды в кабинете изготовлены самими учениками и выпускниками школы и легко воспроизводимы в обычных условиях. Пользуясь возможностью, предоставленной журналом, автор еще раз выражает признательность своим ученикам за труд. 

В мае 1997 г. по Договору о научно-методическом и техническом сотрудничестве между школой, Центром НИТ МИРЭА и фирмой Софтлайн на базе школьного кабинета информационных и электронных технологий организована специализированная лаборатория ЦНИТ МИРЭА с задачами повышения эффективности процесса интеграции "школа - вуз". ФПК ЦНИТ МИРЭА проводит здесь занятия с учителями Западного округа г. Москвы. Двери школы открыты для сотрудничества.

Литература:

  1. MATHCAD 6.0 PLUS. Финансовые, инженерные и научные расчеты в среде Windows 95./Перевод с англ. - М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 1996. - 712 с.
  2. Electronics Workbench. Professional Edition. User's guide. Version 5./Interactive Image Technologies Ltd. Canada. 1996.
  3. Потемкин И.С. Функциональные узлы цифровой автоматики. - М.: Энергоатомиздат, 1988. - 320 с.: ил.
  4. Шило В.Л. Популярные цифровые микросхемы: Справочник. - Челябинск: Металлургия, Челябинское отделение, 1988. - 352 с.: ил.

Список публикаций и учебных пособий по интегрированному курсу
"Информационные и электронные технологии".

  1. Ходяков И.А. Профориентационный интегрированный курс на базе автоматизированных рабочих мест учащихся в средней школе / Школа, 1997, № 6.
  2. Ходяков И.А., Дешко И.П., Боровиков И. П. Сообща, в тесном сотрудничестве. Опыт информационного обеспечения процесса интеграции школа - вуз / Учитель, 1997, № 3.
  3. Ходяков И.А. Интеграция школа - вуз: опыт информационного обеспечения / Магистр, 1998, № 2.
  4. Ходяков И.А. Элементы линейной алгебры. Под ред. И.П. Дешко. Учебное пособие /МГДТДиЮ, МИРЭА - М., 1998, 15с.
  5. Ходяков И.А. Элементы математического анализа. Под ред. И.П. Дешко. Учебное пособие /МГДТДиЮ, МИРЭА - М., 1998, 16с.
  6. Ходяков И.А. Основы электродинамики. Под ред. И.П. Дешко. Учебное пособие /МГДТДиЮ, МИРЭА - М., 1998, 47с.
  7. Ходяков И.А. Основы электротехники. Часть I. Под ред. И.П. Дешко. Учебное пособие /МГДТДиЮ, МИРЭА - М., 1998, 38с.
  8. Ходяков И.А. MATCAD 6.0. Практическое руководство для старшеклассников. Часть I. Под ред. И.П. Дешко. Учебное пособие /МГДТДиЮ, МИРЭА - М., 1998, 34с.
  9. Ходяков И.А. MATCAD 6.0. Практическое руководство для старшеклассников. Часть II. Под ред. И.П. Дешко. Учебное пособие /МГДТДиЮ, МИРЭА - М., 1998, 31с.

E-mail: sch1006@mtu-net.ru; sc1006@mirea.ac.ru
Телефон: 733-6727
Адрес: 119634, Москва, ул. Шолохова, 9

Содержание
Вернуться на страницу <Методические разработки>

| На первую страницу | Поиск | Купить Matlab

Исправляем ошибки: Нашли опечатку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter


Copyright © 1993-2024. Компания Softline. Все права защищены.

Дата последнего обновления информации на сайте: 04.03.17
Сайт начал работу 01.09.00