Вернуться
на страницу <Методические разработки>
Содержание
Система обеспечения технической
грамотности старшеклассников в
области информационных и электронных
технологий
И.А. Ходяков,
преподаватель информатики средней
общеобразовательной школы № 1006 г. Москвы
Развитие знаний и умений учащихся в
существенных чертах повторяет
всемирно-исторический процесс
самопознания человечества, что
требует от структуры и содержания
учебного процесса системного
обеспечения полноты доступа к
объективной действительности, т. е.
исследования четырех моментов её
развития (см. рисунок): 1) истории
явлений в изучаемых отраслях знания;
2) истории мышления как системы
категорий отраслей знания и 2')
истории явлений, в существенных
моментах отражаемой в эксперименте;
3) системы научных школ,
синтезирующей предыдущие моменты.
Указанная структура
соответствует, на наш взгляд, системе
исторического (1), логического (2),
онтологического (2') и
гносеологического (3) аспектов
познания.
Организация
рабочего места учащихся должна
гарантировать свободный доступ к
информации, фрактально
структурированной по вышеуказанным
моментам, в т. ч. математического,
виртуального и физического
моделирования. Следовательно,
необходимая форма рабочего места
учащихся - это автоматизированное
рабочее место учащихся (АРМУ),
представляющее собой
интегрированную информационно-экспериментальную
среду. Школьный кабинет ИЭТ состоит
из 8 АРМУ на 4 человека каждое в
составе: 2 ПЭВМ, лабораторный стенд,
принтер и библиотечка. АРМУ
объединены локальной сетью с выходом
в Интернет.
Для обеспечения
соответствия знаний и умений
профессиональному уровню в 1991 г. была
создана учебная программа
профориентационного
интегрированного курса "Информационные
и электронные технологии" (ИК ИЭТ).
ИК включает наряду с разделами
базового курса "Информатика"
дополнительные разделы: "Основные
законы электродинамики", "Основы
электротехники", "Основы
полупроводниковой электроники" и
"Логические схемы компьютерного
интерфейса". Структура и
содержание ИК ИЭТ ориентированы на
стандартный учебный план вуза
электронно-технологического профиля.
Предлагаемый курс
является, по нашему мнению,
существенным фактором развития
системы дополнительного
профессионально-ориентированного
образования (ДПОО) в
общеобразовательной средней школе
как компонента системы непрерывного
образования.
Итогом и объективным
критерием эффективности
осуществления такого подхода
становится последовательная
реализация следующих уровней
развития учебного процесса: 1)
профессиональная ориентация
учащихся; 2) профессиональное
обучение и 2') профессиональный труд;
3) производительный труд учащихся.
Опыт показал, что
успешное освоение знаний
профессионального уровня доступно
абсолютному большинству
старшеклассников при интенсивном
использовании в учебном процессе
профессиональных приложений (ПП) Mathcad
и Electronics Workbench, которые широко
применяются в российских и
зарубежных вузах. Для перевода
справочной информации учащиеся
применяют профессиональную систему
перевода текстов PROMT.
Уровень освоения
вышеуказанных ПП в рамках ИК ИЭТ
позволил реализовать новую форму
профессионального обучения учащихся
- систему школьных авторизованных
учебных центров профессиональных
приложений (ШАУЦ ПП): в 1999 г. фирмой
Mathsoft, Inc. (США) сертифицирован ШАУЦ
Mathcad (2) и в 2000 г. Компанией ПРОМТ (РФ)
сертифицирован ШАУЦ PROMT (1). Созданы
предпосылки для сертификации ШАУЦ
Electronics Workbench (2') фирмой Interactive Image
Technologies, Ltd. (Канада). В дальнейшем
планируется создание ШАУЦ ОС MS Microsoft
Windows (3).
В рамках Договора о
сотрудничестве между школой, ЦНИТ
МИРЭА и Компанией Софтлайн (РФ)
изданы 8 учебных пособий. На сайтах
ЦНИТ и Софтлайн созданы школьные
разделы. На базе кабинета ИЭТ
проводились занятия ФПК ЦНИТ.
Уровень творческих
работ старшеклассников позволяет
рассчитывать на их участие в
возможных коммерческих изданиях, что
стало бы основой развития системы
производительного труда учащихся в
форме различного рода публикаций.
На базе ИК ИЭТ
организована окружная, а затем
городская экспериментальная
площадка (ЭП) с темой "Особенности
развития ДПОО в области ИЭТ на базе
АРМУ в средней школе как составной
части системы "школа - вуз" и
направлением "Школьное
информационное пространство".
Работа ЭП базируется
на системе договоров о
сотрудничестве между школой, ЗОУМКО,
МИРЭА и Компанией Софтлайн (РФ),
эксклюзивным дистрибьютором научных
ПП в РФ и СНГ. Осуществляется также
активная деятельность по пропаганде
и трансляции апробированного опыта
развития школьной системы ДПОО.
Содержание
Вернуться на страницу
<Методические разработки> |