Купить Matlab  |  Mathematica  |  Mathcad  |  Maple  |  Statistica  |  Другие пакеты Поиск по сайту
Internet-класс  |  Примеры  |  Методики  |  Форум  |  Download
https://hub.exponenta.ru/


 
Материалы межшкольного учебного центра информационных и
электронных технологий (школа №1006, г. Москва)
И.А.Ходяков

Вернуться на страницу <Методические разработки>
Содержание

Система обеспечения технической грамотности старшеклассников. /"Экспериментальные площадки Западного учебного округа" по ред. В.А. Бадил.

И.А. Ходяков,
преподаватель информатики средней
общеобразовательной школы № 1006 г. Москвы

Развитие знаний и умений учащихся в процессе обучения повторяет в существенных чертах всемирно-исторический процесс самопознания человечества и тем самым требует от структуры учебного процесса, его содержания и организации рабочего места учащихся обеспечения полноты доступа к объективной действительности, т. е. исследования четырех моментов (рис. 1):

1) истории явлений в изучаемых отраслях знания;

2) истории мышления как системы категорий отраслей знания и

2') истории явлений, в существенных моментах отражаемой в эксперименте;

3) системы научных школ, синтезирующей предыдущие моменты.

Рис. 1

 

В философии представленные моменты определяются соответственно как исторический, логический, онтологический и гносеологический аспекты процесса познания.

Организация рабочего места учащегося должна гарантировать свободный доступ к информации, фрактально структурированной по вышеуказанным моментам, как в "традиционной", так и в мультимедийной формах, в т. ч. возможность математического, виртуального и физического моделирования в ручном и автоматизированном режимах эксперимента. Следовательно, необходимая форма рабочего места учащихся - это автоматизированное рабочее место (АРМ) учащихся, представляющее собой интегрированную информационно-экспериментальную среду, в т. ч. лабораторный стенд, сопряженный с ПЭВМ на программном и на аппаратном уровнях. Кабинет информационных и электронных технологий (ИЭТ) состоит из 8 АРМ учащихся на 4 человека каждое в составе: 2 ПЭВМ, лабораторный стенд, принтер и библиотечка из базовых учебников, учебных пособий, руководств пользователя и другой литературы. АРМ объединены локальной сетью с выходом в Интернет (E-mail: sch1006@mtu-net.ru).

При этом для обеспечения действительной технической грамотности содержание и форма знаний соответствуют профессиональному уровню как в изучаемых областях - вузовским учебникам, профессиональной справочной литературе, так и в области применяемых компьютерных технологий - требованиям разработчиков профессиональных приложений (ПП).

Итогом и объективным критерием эффективности осуществления такого подхода становится последовательная реализация следующих уровней развития учебного процесса (рис. 1):

1) профессиональная ориентация учащихся;

2) профессиональное обучение и

2') профессиональный труд;

3) производительный труд учащихся.

Для достижения указанной цели в 1991 г. при поддержке Учебно-методического центра Западного окружного управления Комитета образования г. Москвы (УМЦ ЗОУКО) была разработана и внедрена учебная программа профориентационного интегрированного курса "Информационные и электронные технологии" (ИК ИЭТ). ИК включает наряду с разделами базового курса "Информатика" дополнительные разделы ИЭТ (таб. 1):

 

Таб. 1

Разделы учебного плана профориентационного ИК ИЭТ на 2000 - 2001 уч. г.

Название разделов

Классы

10

11

Полугодия

I

II

III IV

Недели

15 17 15 17

Учебные часы

60 68 60 68
1. Элементы ОС MS Windows Me и MS Office 2000. 36      
2. Элементы Mathcad 2001. 24      
3. Основные законы электродинамики.   32    
4. Основы электротехники.   36    
5. Основы полупроводниковой электроники.     40  
6. Основы бинарной логики.     20  
7. Логические схемы компьютерного интерфейса.       28

8. Основы программирования и сетевых технологий.

      40

 

Предлагаемый курс является, по нашему мнению, существенным фактором развития системы дополнительного профессионально- ориентированного образования (ДПОО) в общеобразовательной средней школе как компонента системы непрерывного образования. В частности, в его рамках относительно легко преодолевается традиционный научно-методический разрыв между уровнями изложения учебных дисциплин в средней школе и вузе, создающий ряд проблем в процессе интеграции "школа - вуз". Например, изучение десятиклассниками лементов линейной алгебры, комплексного представления гармонических функций, закона Ома для неоднородного участка электрической цепи и правил Кирхгофа позволяет им рассчитывать разветвленные электрические цепи постоянного и переменного синусоидального тока на уровне вузовского курса ТОЭ. Содержание и структура курса в целом соответствуют стандартному учебному плану вуза электронно- технологического профиля.

Опыт показал, что успешное освоение "конечных знаний" профессионального уровня доступно абсолютному большинству старшеклассников, и не в последнюю очередь благодаря интенсивному использованию компьютеров. Речь идет о применении в учебном процессе ПП Mathcad (математическое моделирование) и Electronics Workbench (виртуальное моделирование). Эти всемирно известные программы обеспечивают грамотному пользователю максимальную наглядность и развивают у него естественный, неподдельный интерес к изучаемому предмету. Дети попросту любят в них работать. Существенно и то обстоятельство, что указанные ПП приобрели широкое применение в российских и зарубежных вузах. Используемые версии этих ПП, к сожалению, не всегда локализованы. Для перевода англоязычной информации учащиеся применяют всемирно известную профессиональную систему перевода текстов PROMT, изучаемую ими факультативно.

Современная и наиболее распространенная в мире форма профессионального обучения пользователя ПП - это авторизованный учебный центр ПП, сертифицированный его автором (фирмой-разработчиком). Уровень использования вышеуказанных ПП в рамках ИК ИЭТ позволяет естественным образом реализовать новую форму профессионального обучения учащихся - систему школьных авторизованных учебных центров профессиональных приложений (ШАУЦ ПП): 24 мая 1999 г. фирмой Mathsoft, Inc. (США) сертифицирован ШАУЦ Mathcad (элемент 2 системной структуры по рис. 1) и 3 марта 2000 г. Компанией ПРОМТ (РФ) сертифицирован ШАУЦ PROMT (элемент 1). Созданы предпосылки для сертификации ШАУЦ Electronics Workbench (элемент 2') фирмой-разработчиком Interactive Image Technologies, Ltd. (Канада). В дальнейшем планируется создание ШАУЦ операционной системы Microsoft Windows (элемент 3). Большинству выпускников уже два года вручается "Сертификат профессионального пользователя Mathcad", а "Сертификат профессионального пользователя PROMT" получают и десятиклассники.

То обстоятельство, что сертификация ШАУЦ ПП предполагает наличие лицензионного пакета ПП, вызывает необходимость в дополнительных усилиях всех заинтересованных сторон.

Из 15 лицензионных копий Mathcad 8 были оплачены родителями учащихся, выпускниками школы и учителями, 1 - школой № 324, 1 - ЗОУКО, 5 - спонсором частным нотариусом Г.И. Перепелкиной. При содействии благотворительного фонда "Образование через информатизацию" ею же была оплачена модернизация 16 современных ПЭВМ с локальной сетью под ИК ИЭТ. С января 1999 г. изучение курса впервые стало производиться в нормальных условиях. К нашему глубокому прискорбию, Галина Ивановна трагически погибла в июле 2001 г.

Из 10 лицензионных копий Electronics Workbench 7 оплатили родители учащихся, 3 - ЗОУКО.

Пакет из 10 лицензионных копий системы PROMT и коллекции словарей с целью организации ШАУЦ Компания ПРОМТ предоставила школе безвозмездно.

Система ШАУЦ ПП строится "всем миром", как и сам школьный кабинет ИЭТ. Так, например, 8 лабораторных стендов были созданы с января по апрель 1995 г. руками 14 учащихся и выпускников школы. Они посвятили свой безвозмездный труд празднику Победы, и вот уже 6 лет кабинет носит имя 50-летия Победы народов СССР в Великой Отечественной войне. А в марте 2000 г. благодаря помощи ЗОУКО кабинет был оснащен мультимедийным проекционным оборудованием, что сделало ход обучения при всей его интенсивности экологичным и вполне комфортным для детей и учителя.

Многолетняя история преодоления трудностей оказывает доброе воспитательное влияние на подрастающие поколения.
С 1997 г. действует Договор о научно-методическом и техническом сотрудничестве между школой, Центром новых информационных технологий (ЦНИТ) МИРЭА и Компанией Софтлайн (РФ), эксклюзивным дистрибьютором научного программного обеспечения в России и СНГ.

Благодаря поддержке ЦНИТ МИРЭА за два года были разработаны и изданы 8 учебных пособий по разделам ИК и сборник творческих проектов выпускников 1999 г. На сайте ЦНИТ создан школьный раздел (http://www.mgdtd.ru/snit/1006/), где размещены учебные пособия, творческие работы учащихся, материалы публикаций (журналы "Учитель", "Школа", "Информатика и образование" и газета "Магистр") по развитию системы "школа - вуз". С 1998 г. на базе кабинета ИЭТ проводились занятия ФПК ЦНИТ МИРЭА. Начальную подготовку в области ИЭТ и удостоверение государственного образца получили более 100 учителей ЗАО г. Москвы.

С 1996 г. Компания Софтлайн безвозмездно предоставляет школе новейшее программное обеспечение и оказывает существенную помощь в создании системы ШАУЦ ПП. В 2001 г. на базе наших материалов открыт школьный раздел на популярном образовательном сайте www.exponenta.ru, созданном для студентов и преподавателей вузов в рамках проекта Софтлайн по развитию системы дистанционного образования в области применения математических ПП (http://www.exponenta.ru/educat/systemat/1006/main.asp). Уровень работ наших старшеклассников, по мнению ученых - специалистов Софтлайн, позволяет рассчитывать на их участие в возможных коммерческих изданиях материалов по используемым нами ПП и тем самым заложить основу для развития системы производительного труда учащихся в форме различного рода публикаций.

Выпускные творческие проекты по ИЭТ демонстрируются на ВВЦ в составе материалов ЗОУКО. Старшеклассники проводят ознакомительные семинары по ПП для учителей ЗАО.

В 2000 г. на базе ИК была организована окружная экспериментальная площадка (ЭП) по теме "Особенности развития ДПОО в области ИЭТ на базе АРМ учащихся в средней школе как составной части системы "школа - вуз". С сентября 2001 г. школа имеет статус городской ЭП по направлению "Школьное информационное пространство" с той же темой. В программе работы среди прочих вопросов ставится задача более глубокого использования ИТ в управлении школой с привлечением старшеклассников к активному участию в этом процессе. Актуально также создание второго кабинета ИЭТ для обучения основам ИЭТ учащихся 9-х классов и перехода к трехлетнему ИК ИЭТ.

Своим особым профессиональным и гражданским долгом мы считаем пропаганду и трансляцию апробированного опыта развития ДПОО в области ИЭТ в России и СНГ. Здесь мы охотно оказываем также прямую личную поддержку работникам просвещения.

В апреле 2001 г. был подписан Договор о научно-методическом и техническом сотрудничестве между нашей системой ШАУЦ ПП и Полонским районным отделом просвещения Хмельницкой области (Украина). При содействии райсовета современным компьютерным классом была укомплектована сельская Новоселицкая средняя школа, где в апреле - июле была проведена начальная компьютерная подготовка более 20 учителей района. В июле - августе проведена углубленная подготовка по ИК ИЭТ 4 учителей 3 школ. Переводятся на украинский язык наши учебные пособия. Школьные разделы в Интернет становятся двуязычными. По рекомендации областного отдела просвещения в августе 2001 г. была разработана, утверждена и внедрена в 2 школах района программа интегрированного профориентационного спецкурса ИЭТ. В спецкурсе интенсивно используются вышеуказанные ПП. Благодаря безвозмездной помощи Компании ПРОМТ при Новоселицкой школе открыт первый на Украине ШАУЦ PROMT.

Традиции профобразования (автодело и фарфоровое производство) и производительного труда учащихся (фарфоровое производство) в средней школе имеют в Полонском районе многолетнюю историю. Мы всегда на них опирались, применяя в сфере ИЭТ замечательные достижения коллег с учетом фундаментального опыта отечественных школ А.С. Макаренко и П.П. Головина.

В октябре 2001 г. был подписан Договор о сотрудничестве между школами № 1006 и № 1018. В его рамках и при поддержке УМЦ ЗОУКО была разработана, утверждена и внедрена программа аналогичного спецкурса ИЭТ. На его базе готовится создание окружной ЭП. Ведется работа по созданию и внедрению учебной программы спецкурса по поддержке в среде Mathcad курса математики старших классов.

Старшеклассники одобряют такое сотрудничество и с большим удовольствием и ответственностью создают учебные материалы. Они рады востребованности результатов своего труда, рады доступности наших образовательных технологий сотням учащихся других школ. Дети испытывают законное чувство гордости от своего участия в формировании нового качества мирового образовательного пространства.

 

Содержание
Вернуться на страницу <Методические разработки>

| На первую страницу | Поиск | Купить Matlab

Исправляем ошибки: Нашли опечатку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter


Copyright © 1993-2024. Компания Softline. Все права защищены.

Дата последнего обновления информации на сайте: 04.03.17
Сайт начал работу 01.09.00