Вернуться
на страницу <Методические разработки>
Содержание
Система обеспечения технической грамотности
старшеклассников. /"Экспериментальные
площадки Западного учебного округа" по ред.
В.А. Бадил.
И.А. Ходяков,
преподаватель информатики средней
общеобразовательной школы № 1006 г. Москвы
Развитие знаний и умений учащихся в процессе
обучения повторяет в существенных чертах
всемирно-исторический процесс самопознания
человечества и тем самым требует от структуры
учебного процесса, его содержания и организации
рабочего места учащихся обеспечения полноты
доступа к объективной действительности, т. е.
исследования четырех моментов (рис. 1):
1) истории явлений в изучаемых отраслях знания;
2) истории мышления как системы категорий
отраслей знания и
2') истории явлений, в существенных моментах
отражаемой в эксперименте;
3) системы научных школ, синтезирующей
предыдущие моменты.
Рис. 1
В философии представленные моменты
определяются соответственно как исторический,
логический, онтологический и гносеологический
аспекты процесса познания.
Организация рабочего места учащегося должна
гарантировать свободный доступ к информации,
фрактально структурированной по вышеуказанным
моментам, как в "традиционной", так и в
мультимедийной формах, в т. ч. возможность
математического, виртуального и физического
моделирования в ручном и автоматизированном
режимах эксперимента. Следовательно,
необходимая форма рабочего места учащихся - это
автоматизированное рабочее место (АРМ) учащихся,
представляющее собой интегрированную
информационно-экспериментальную среду, в т. ч.
лабораторный стенд, сопряженный с ПЭВМ на
программном и на аппаратном уровнях. Кабинет
информационных и электронных технологий (ИЭТ)
состоит из 8 АРМ учащихся на 4 человека каждое в
составе: 2 ПЭВМ, лабораторный стенд, принтер и
библиотечка из базовых учебников, учебных
пособий, руководств пользователя и другой
литературы. АРМ объединены локальной сетью с
выходом в Интернет (E-mail: sch1006@mtu-net.ru).
При этом для обеспечения действительной
технической грамотности содержание и форма
знаний соответствуют профессиональному уровню
как в изучаемых областях - вузовским учебникам,
профессиональной справочной литературе, так и в
области применяемых компьютерных технологий -
требованиям разработчиков профессиональных
приложений (ПП).
Итогом и объективным критерием эффективности
осуществления такого подхода становится
последовательная реализация следующих уровней
развития учебного процесса (рис. 1):
1) профессиональная ориентация учащихся;
2) профессиональное обучение и
2') профессиональный труд;
3) производительный труд учащихся.
Для достижения указанной цели в 1991 г. при
поддержке Учебно-методического центра Западного
окружного управления Комитета образования г.
Москвы (УМЦ ЗОУКО) была разработана и внедрена
учебная программа профориентационного
интегрированного курса "Информационные и
электронные технологии" (ИК ИЭТ). ИК включает
наряду с разделами базового курса
"Информатика" дополнительные разделы ИЭТ
(таб. 1):
Таб. 1
Разделы учебного плана
профориентационного ИК ИЭТ на 2000 - 2001 уч. г. |
Название разделов |
Классы |
10 |
11 |
Полугодия |
I |
II |
III |
IV |
Недели |
15 |
17 |
15 |
17 |
Учебные часы |
60 |
68 |
60 |
68 |
1. Элементы ОС MS Windows Me и MS Office 2000. |
36 |
|
|
|
2. Элементы Mathcad 2001. |
24 |
|
|
|
3. Основные законы электродинамики. |
|
32 |
|
|
4. Основы электротехники. |
|
36 |
|
|
5. Основы полупроводниковой электроники. |
|
|
40 |
|
6. Основы бинарной логики. |
|
|
20 |
|
7. Логические схемы компьютерного
интерфейса. |
|
|
|
28 |
8. Основы программирования и
сетевых технологий. |
|
|
|
40 |
Предлагаемый курс является, по нашему мнению,
существенным фактором развития системы
дополнительного профессионально-
ориентированного образования (ДПОО) в
общеобразовательной средней школе как
компонента системы непрерывного образования. В
частности, в его рамках относительно легко
преодолевается традиционный
научно-методический разрыв между уровнями
изложения учебных дисциплин в средней школе и
вузе, создающий ряд проблем в процессе
интеграции "школа - вуз". Например, изучение
десятиклассниками лементов линейной алгебры,
комплексного представления гармонических
функций, закона Ома для неоднородного участка
электрической цепи и правил Кирхгофа позволяет
им рассчитывать разветвленные электрические
цепи постоянного и переменного синусоидального
тока на уровне вузовского курса ТОЭ. Содержание и
структура курса в целом соответствуют
стандартному учебному плану вуза электронно-
технологического профиля.
Опыт показал, что успешное освоение
"конечных знаний" профессионального уровня
доступно абсолютному большинству
старшеклассников, и не в последнюю очередь
благодаря интенсивному использованию
компьютеров. Речь идет о применении в учебном
процессе ПП Mathcad (математическое моделирование) и
Electronics Workbench (виртуальное моделирование). Эти
всемирно известные программы обеспечивают
грамотному пользователю максимальную
наглядность и развивают у него естественный,
неподдельный интерес к изучаемому предмету. Дети
попросту любят в них работать. Существенно и то
обстоятельство, что указанные ПП приобрели
широкое применение в российских и зарубежных
вузах. Используемые версии этих ПП, к сожалению,
не всегда локализованы. Для перевода
англоязычной информации учащиеся применяют
всемирно известную профессиональную систему
перевода текстов PROMT, изучаемую ими
факультативно.
Современная и наиболее распространенная в мире
форма профессионального обучения пользователя
ПП - это авторизованный учебный центр ПП,
сертифицированный его автором
(фирмой-разработчиком). Уровень использования
вышеуказанных ПП в рамках ИК ИЭТ позволяет
естественным образом реализовать новую форму
профессионального обучения учащихся - систему
школьных авторизованных учебных центров
профессиональных приложений (ШАУЦ ПП): 24 мая 1999 г.
фирмой Mathsoft, Inc. (США) сертифицирован ШАУЦ Mathcad
(элемент 2 системной структуры по рис. 1) и 3 марта
2000 г. Компанией ПРОМТ (РФ) сертифицирован ШАУЦ PROMT
(элемент 1). Созданы предпосылки для сертификации
ШАУЦ Electronics Workbench (элемент 2') фирмой-разработчиком
Interactive Image Technologies, Ltd. (Канада). В дальнейшем
планируется создание ШАУЦ операционной системы
Microsoft Windows (элемент 3). Большинству выпускников уже
два года вручается "Сертификат
профессионального пользователя Mathcad", а
"Сертификат профессионального пользователя
PROMT" получают и десятиклассники.
То обстоятельство, что сертификация ШАУЦ ПП
предполагает наличие лицензионного пакета ПП,
вызывает необходимость в дополнительных усилиях
всех заинтересованных сторон.
Из 15 лицензионных копий Mathcad 8 были оплачены
родителями учащихся, выпускниками школы и
учителями, 1 - школой № 324, 1 - ЗОУКО, 5 - спонсором
частным нотариусом Г.И. Перепелкиной. При
содействии благотворительного фонда
"Образование через информатизацию" ею же
была оплачена модернизация 16 современных ПЭВМ с
локальной сетью под ИК ИЭТ. С января 1999 г.
изучение курса впервые стало производиться в
нормальных условиях. К нашему глубокому
прискорбию, Галина Ивановна трагически погибла в
июле 2001 г.
Из 10 лицензионных копий Electronics Workbench 7 оплатили
родители учащихся, 3 - ЗОУКО.
Пакет из 10 лицензионных копий системы PROMT и
коллекции словарей с целью организации ШАУЦ
Компания ПРОМТ предоставила школе безвозмездно.
Система ШАУЦ ПП строится "всем миром", как
и сам школьный кабинет ИЭТ. Так, например, 8
лабораторных стендов были созданы с января по
апрель 1995 г. руками 14 учащихся и выпускников
школы. Они посвятили свой безвозмездный труд
празднику Победы, и вот уже 6 лет кабинет носит
имя 50-летия Победы народов СССР в Великой
Отечественной войне. А в марте 2000 г. благодаря
помощи ЗОУКО кабинет был оснащен мультимедийным
проекционным оборудованием, что сделало ход
обучения при всей его интенсивности экологичным
и вполне комфортным для детей и учителя.
Многолетняя история преодоления трудностей
оказывает доброе воспитательное влияние на
подрастающие поколения.
С 1997 г. действует Договор о научно-методическом и
техническом сотрудничестве между школой,
Центром новых информационных технологий (ЦНИТ)
МИРЭА и Компанией Софтлайн (РФ), эксклюзивным
дистрибьютором научного программного
обеспечения в России и СНГ.
Благодаря поддержке ЦНИТ МИРЭА за два года были
разработаны и изданы 8 учебных пособий по
разделам ИК и сборник творческих проектов
выпускников 1999 г. На сайте ЦНИТ создан школьный
раздел (http://www.mgdtd.ru/snit/1006/),
где размещены учебные пособия, творческие работы
учащихся, материалы публикаций (журналы
"Учитель", "Школа", "Информатика и
образование" и газета "Магистр") по
развитию системы "школа - вуз". С 1998 г. на базе
кабинета ИЭТ проводились занятия ФПК ЦНИТ МИРЭА.
Начальную подготовку в области ИЭТ и
удостоверение государственного образца
получили более 100 учителей ЗАО г. Москвы.
С 1996 г. Компания Софтлайн безвозмездно
предоставляет школе новейшее программное
обеспечение и оказывает существенную помощь в
создании системы ШАУЦ ПП. В 2001 г. на базе наших
материалов открыт школьный раздел на популярном
образовательном сайте www.exponenta.ru, созданном для
студентов и преподавателей вузов в рамках
проекта Софтлайн по развитию системы
дистанционного образования в области применения
математических ПП (http://www.exponenta.ru/educat/systemat/1006/main.asp).
Уровень работ наших старшеклассников, по мнению
ученых - специалистов Софтлайн, позволяет
рассчитывать на их участие в возможных
коммерческих изданиях материалов по
используемым нами ПП и тем самым заложить основу
для развития системы производительного труда
учащихся в форме различного рода публикаций.
Выпускные творческие проекты по ИЭТ
демонстрируются на ВВЦ в составе материалов
ЗОУКО. Старшеклассники проводят ознакомительные
семинары по ПП для учителей ЗАО.
В 2000 г. на базе ИК была организована окружная
экспериментальная площадка (ЭП) по теме
"Особенности развития ДПОО в области ИЭТ на
базе АРМ учащихся в средней школе как составной
части системы "школа - вуз". С сентября 2001 г.
школа имеет статус городской ЭП по направлению
"Школьное информационное пространство" с
той же темой. В программе работы среди прочих
вопросов ставится задача более глубокого
использования ИТ в управлении школой с
привлечением старшеклассников к активному
участию в этом процессе. Актуально также
создание второго кабинета ИЭТ для обучения
основам ИЭТ учащихся 9-х классов и перехода к
трехлетнему ИК ИЭТ.
Своим особым профессиональным и гражданским
долгом мы считаем пропаганду и трансляцию
апробированного опыта развития ДПОО в области
ИЭТ в России и СНГ. Здесь мы охотно оказываем
также прямую личную поддержку работникам
просвещения.
В апреле 2001 г. был подписан Договор о
научно-методическом и техническом
сотрудничестве между нашей системой ШАУЦ ПП и
Полонским районным отделом просвещения
Хмельницкой области (Украина). При содействии
райсовета современным компьютерным классом была
укомплектована сельская Новоселицкая средняя
школа, где в апреле - июле была проведена
начальная компьютерная подготовка более 20
учителей района. В июле - августе проведена
углубленная подготовка по ИК ИЭТ 4 учителей 3
школ. Переводятся на украинский язык наши
учебные пособия. Школьные разделы в Интернет
становятся двуязычными. По рекомендации
областного отдела просвещения в августе 2001 г.
была разработана, утверждена и внедрена в 2
школах района программа интегрированного
профориентационного спецкурса ИЭТ. В спецкурсе
интенсивно используются вышеуказанные ПП.
Благодаря безвозмездной помощи Компании ПРОМТ
при Новоселицкой школе открыт первый на Украине
ШАУЦ PROMT.
Традиции профобразования (автодело и
фарфоровое производство) и производительного
труда учащихся (фарфоровое производство) в
средней школе имеют в Полонском районе
многолетнюю историю. Мы всегда на них опирались,
применяя в сфере ИЭТ замечательные достижения
коллег с учетом фундаментального опыта
отечественных школ А.С. Макаренко и П.П. Головина.
В октябре 2001 г. был подписан Договор о
сотрудничестве между школами № 1006 и № 1018. В его
рамках и при поддержке УМЦ ЗОУКО была
разработана, утверждена и внедрена программа
аналогичного спецкурса ИЭТ. На его базе
готовится создание окружной ЭП. Ведется работа
по созданию и внедрению учебной программы
спецкурса по поддержке в среде Mathcad курса
математики старших классов.
Старшеклассники одобряют такое сотрудничество
и с большим удовольствием и ответственностью
создают учебные материалы. Они рады
востребованности результатов своего труда, рады
доступности наших образовательных технологий
сотням учащихся других школ. Дети испытывают
законное чувство гордости от своего участия в
формировании нового качества мирового
образовательного пространства.
Содержание
Вернуться на страницу
<Методические разработки> |