Вернуться
на страницу <Методические разработки>
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
РАДИОТЕХНИКИ, ЭЛЕКТРОНИКИ И АВТОМАТИКИ -
(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
ЦЕНТР НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МИРЭА
(ФПК)
Утверждена
Ученым Советом МИРЭА
ПРОГРАММА КУРСА
"ПРИМЕНЕНИЕ MATHCAD 6.0 PLUS В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ"
Для слушателей факультета повышения
квалификации в сфере новых информационных
технологий ЦНИТ МИРЭА (в соответствии с Приказом
Госкомвуза России от 24.11.93 N 373 "О закреплении
функций за Центром НИТ") по специальности 220200
"Автоматизированные системы обработки
информации и управления" специализации
"Компьютерные технологии"
Общее количество учебныхчасов по курсу - 48.
- Методические указания
- Структура курса
- Основные разделы курса
- Литература
- Компьютерный лабораторный
практикум
1. Методические указания
1.1. Настоящая программа принята в качестве
рабочей на ФПК ЦНИТ МИРЭА, осуществляющем
повышение квалификации работников среднего
образования в сфере новых информационных
технологий (НИТ) во исполнение Решения
совместной Коллегии Госкомвуза России и
Московского Департамента образования от 17.11.94 N
11/1-пр.20 "О совместной работе Госкомвуза России
и Московского департамента образования по
обеспечению взаимодействия вузов и
общеобразовательных учреждений в развитии
образования в столичном регионе" (п. 6 Решения)
и в соответствии с Приказом Госкомвуза России от
24.11.93 N 373 "О закреплении функций за центром
НИТ".
1.2. Содержание курса опирается на утвержденную
Концепцию развития сети телекоммуникаций в
системе высшего образования Российской
Федерации., Федеральную программу "Развитие
единой системы дистанционного образования в
Российской Федерации" и другие концептуальные
материалы и решения, относящиеся к вопросам
информатизации среднего образования в РФ.
1.3. Программа курса предполагает наличие у
слушателей определенного уровня компьютерной
подготовки. Он может быть обеспечен и при
предварительном или параллельном изучении
соответствующих курсов ФПК.
1.4. Основное внимание слушателей должно быть
нацелено на приобретение практических навыков в
использовании MathCAD 6.0 PLUS в школьных курсах
информатики, математики, физики и технологии во
взаимодействии с мировой информационной средой.
Поэтому, в частности, в программе приведен список
рекомендуемых информационно-справочных
ресурсов Интернет. Эти ресурсы используются как
при проведении практических занятий, так и при
самостоятельной работе слушателей.
1.5. Представляется желательным, чтобы в
процессе обучения слушатели выполнили
творческие разработки по методике применения
MathCAD 6.0 PLUS в средней школе. Полученные результаты,
технологию их достижения и использование в
образовательном процессе следует отразить на
WWW-серверах МГДТДиЮ и МИРЭА в разделе
"Программно-методические фонды в сфере НИТ".
2. Структура курса:
- общее количество учебных часов - 48, из них:
- лекции - 16 часов;
- практические занятия - 32 часа.
Цикл обучения - 2 месяца без отрыва от
производства.
ТЕМА |
ЛЕКЦИИ |
ПРАКТИКА |
1 |
2 |
4 |
2 |
2 |
4 |
3 |
2 |
4 |
4 |
2 |
4 |
5 |
2 |
4 |
6 |
2 |
4 |
7 |
2 |
4 |
8 |
2 |
4 |
ИТОГО: |
16 |
32 |
3. Основные разделы курса
Тема 1. Mathcad 6.0 PLUS: функции, графики,
работа с текстом.
Ввод текстовых и числовых данных, выполнение
математических операций, ввод переменных
величин, функций и формул, вывод значений в
табличной форме и на графике. Виды графиков.
Анимации. Импорт графики. Единицы измерений.
Векторы и матрицы. Операторы. Встроенные функции.
Программирование. Численное решение уравнений.
Форматирование выражений. Импорт и экспорт
данных. Связывание с другими документами.
Тема 2. Символьные операции в Mathcad 6.0 PLUS.
Символьные преобразования математических
выражений. Символьное решение уравнений.
Символьные действия с матрицами. Символьные
упрощения.
Тема 3. Гипертекстовая и справочная
поддержка пользователя Mathcad 6.0 PLUS.
Вставка гиперссылок. Электронные книги. Работа
с шпаргалками и гипертекстовыми электронными
книгами. Справочная система Mathcad 6.0 PLUS.
Информационно-справочные ресурсы Mathcad в
Интернет.
Тема 4. Решение задач линейной алгебры.
Правила Кирхгофа и метод контурных токов,
приводящие к задаче решения системы линейных
уравнений. Матрицы и определители. Правила
Крамера. Правила расчета определителей. Минор и
алгебраическое дополнение элемента матрицы.
Нахождение решений систем линейных уравнений
непосредственным расчетом определителей и в Mathcad
6.0 PLUS.
Тема 5. Дифференцирование в Mathcad 6.0 PLUS.
Физический и геометрический смысл производной
и дифференциала функции одной и нескольких
переменных. Нахождение формул производных по
графикам функций и с помощью символьного
процессора Mathcad 6.0 PLUS. Применение формулы полного
дифференциала для получения формулы абсолютной
и относительной погрешностей косвенных
измерений. Применение дифференцирования в
электродинамике и электротехнике.
Тема 6. Интегрирование в Mathcad 6.0 PLUS.
Физический и геометрический смысл интеграла.
Органическое единство понятий финкции, её
производной и её интеграла. Неопределенный и
определенный интегралы. Формула
Ньютона-Лейбница. Нахождение неопределенных
интегралов по графикам функций и с помощью
символьного процессора в Mathcad 6.0 PLUS. Понятие
среднего и среднего квадратичного значений
переменных величин и функций и их расчет с
помощью интегрирования. Применение
интегрирования в электродинамике и
электротехнике.
Тема 7. Объекты в Mathcad 6.0 PLUS. Работа в
приложении Visio Express Drawing 3.0.
Меню и панели инструментов Visio Express Drawing 3.0.
Использование в технологии drag and drop готовых
графических форм. Форматирование объектов.
Технология оформления документов в MS Word 97, в т. ч.
в HTML-формате для публикации в Интернет.
Тема 8. Технология создания электронных книг
в Authoring Tool.
Создание электронных книг из файлов Mathcad 6.0 PLUS.
Работа в Интернет.
4. Литература
Ниже приведен перечень литературы,
использование которой рекомендуется
использовать слушателям при изучении данного
курса.
4.1. Основная литература:
1. MATHCAD 6.0 PLUS. Финансовые, инженерные и научные
расчеты в среде Windows 95./Перевод с англ. - М.:
Информационно-издательский дом "Филинъ", 1996.
- 712 с.
4.2. Дополнительная:
- Ходяков И.А. MATCAD 6.0. Практическое
руководство для старшеклассников. Часть I. Под
ред. И.П. Дешко. Учебное пособие /МГДТДиЮ, МИРЭА -
М., 1998, 34с.
- Ходяков И.А.. MATCAD 6.0. Практическое
руководство для старшеклассников. Часть II. Под
ред. И.П. Дешко. Учебное пособие /МГДТДиЮ, МИРЭА -
М., 1998, 31с.
- Ходяков И.А. Элементы линейной алгебры.
Под ред. И.П. Дешко. Учебное пособие /МГДТДиЮ,
МИРЭА - М., 1998, 15с.
- Ходяков И.А. Элементы математического
анализа. Под ред. И.П. Дешко. Учебное пособие
/МГДТДиЮ, МИРЭА - М., 1998, 16с.
- Ходяков И.А. Основы электродинамики.
Под ред. И.П. Дешко. Учебное пособие /МГДТДиЮ,
МИРЭА - М., 1998, 47с.
- Ходяков И.А. Основы электротехники.
Часть I. Под ред. И.П. Дешко. Учебное пособие
/МГДТДиЮ, МИРЭА - М., 1998, 38с.
- Сборник творческих проектов учащихся 1998/99 уч.
года. Под общей ред. И.А. Ходякова.
/МГДТДиЮ, МИРЭА - М., 1999, 50с.
4.3 Рекомендуемые информационно-справочные
ресурсы из Интернет:
- http://www.mirea.ac.ru/ - сервер МИРЭА;
- http://www.mathsoft.com/ - сервер фирмы Mathsoft, Inc. (США),
производителя Mathcad;
- http://www.softline.ru/ - сервер фирмы Софтлайн,
эксклюзивного дистрибьютора Mathcad в РФ и СНГ;
- http://www.aport.ru/ - отечественная поисковая система
АПОРТ;
- http://www.rambler.ru/ - отечественная поисковая система
Рамблер;
- http://www.yahoo.com/ - поисковая система Yahoo.
5. Компьютерный лабораторный
практикум
Слушателям предлагается выполнить
компьютерный лабораторный практикум по
следующим темам:
- "Обработка в Mathcad 6.0 PLUS результатов
виртуального электронного моделирования
электрических цепей в Electronics Workbench 5.12";
- "Обработка в Mathcad 6.0 PLUS результатов
физического моделирования электрических
цепей";
- "Поддержка в Mathcad 6.0 PLUS физического практикума
в школе".
Кроме того, предлагается самостоятельно
выполнить поиск в пространстве Интернет
информации в интересующих областях.
Программу разработал: преподаватель
информатики средней школы № 1006 г. Москвы И.А.
Ходяков.
Содержание
Вернуться на страницу
<Методические разработки> |