Вернуться
на страницу <Методические разработки>
Содержание
Концепция эксперимента
"ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ЭЛЕКТРОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА БАЗЕ АРМ УЧАЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ СИСТЕМЫ
"ШКОЛА-ВУЗ"
Тема эксперимента: определение
общественно-необходимых форм и содержания
дополнительного
профессионально-ориентированного образования
на базе АРМ учащихся в условиях средней
общеобразовательной школы как составной части
системы "школа-вуз".
Научный руководитель эксперимента:
Доцент Московского государственного института
радиотехники, электроники и автоматики
(технического университета), заместитель
директора Центра НИТ МИРЭА-МГДТДиЮ к.т.н., доцент
Дешко Игорь Петрович. Руководитель эксперимента:
Ходяков Игорь Алексеевич, преподаватель
информатики школы № 1006.
Актуальность темы:
- обусловлена реализацией Решения коллегии
Московского комитета образования и Президиума
совета ректоров вузов Москвы и Московской
области" от 30.11.98 №18-11ср/98 "О взаимодействии
общеобразовательных учреждений и вузов в
столичном регионе";
- определяется всепроникающим внедрением
информационных и электронных технологий в
производство, учебу и повседневный быт, так что
информационно-технологическая грамотность
учащихся становится существенным компонентом
общественно-необходимого качества среднего
образования;
- формы учебной деятельности должны обеспечивать
должный уровень профессиональной ориентации
старшеклассников, их готовность к последующей
активности в системе непрерывного образования;
- такими формами становятся дополнительное
образование в единой системе "школа-вуз",
сопряженное с профессиональным обучением работе
в профессиональных приложениях, в т. ч.
дистанционное обучение;
- такие формы обеспечивают эффективное
творческое применение дорогостоящих НИТ,
открывают возможности создания и развития
системы производительного труда учащихся;
- в организационном плане открываются
перспективы создания способствующих свободному
творчеству детей разновозрастных творческих
коллективов учащихся разных классов и
студентов-кураторов из профильных вузов;
- совершенно необходимым фактором эффективности
таких форм образования становится интеграция
усилий школы и профильных вузов;
- реальностью становится участие во
всемирно-историческом процессе развития
глобального образовательного пространства, в т.
ч. в форме авторизованного учебного центра
профессиональных программных продуктов,
получивших мировое признание.
Объект исследования: дополнительное
профессионально-ориентированное образование в
средней общеобразовательной школе на базе АРМ
учащихся, в т. ч. в формах авторизованного
учебного центра профессиональных программных
продуктов и специализированной лаборатории
вуза.
Предмет исследования: определение и
интеграция общественно-необходимого уровня
знаний и умений в области электротехники,
полупроводниковой электроники, цифровой и
микропроцессорной техники, программирования и
сетевых технологий наряду с освоением и
творческим использованием профессиональных
приложений, а также модель развития единого
информационного пространства системы
"школа-вуз".
Цель: разработка и внедрение методов
эффективного использования АРМ учащихся в
системе дополнительного
профессионально-ориентированного образования
при практическом освоении потенциала
технических вузов и мирового образовательного
пространства.
Задачи эксперимента:
- создание и апробация учебной программы
интегрированного курса "Информационные и
электронные технологии";
- создание учебно-методических пособий и
руководств;
- создание и внедрение средств автоматизации
эксперимента;
- разработка и создание базы знаний с логической
структурой, имманентной развивающейся системе
исторических явлений, категорий, законов и
научных школ в изучаемых отраслях с учетом
экспериментальной поддержки курса;
- пропагандирование разработанных методик в
образовательном пространстве РФ и СНГ.
Гипотеза эксперимента: эффективное
использование современных НИТ делает возможным
прочное освоение информационно-технологических
дисциплин на уровне не ниже ССУЗ абсолютным
большинством старшеклассников.
Методы исследования: диалектический
анализ развивающихся условий и синтез
адекватных эффективных форм учебного процесса;
- апробация и обсуждение методов работы и
получаемых результатов в среде школьных и
вузовских преподавателей и методистов.
Сроки эксперимента: 2000/2001 - 2001/2002 уч.
года.
Этапы эксперимента:
- 1-й: успешное выполнение учебного плана 10-ми
классами в 2000/2001 уч. г.;
- 2-й: успешное выполнение учебного плана 10-ми и
11-ми классами в 2001/2002 уч. г.
Состав участников: учитель, учащиеся
старших классов, студенты профильных вузов -
выпускники школы, администрация школы и
заинтересованные организации.
Распределение функциональных обязанностей:
согласно должностным инструкциям и договорам.
База: межшкольный учебный центр
информационных и электронных технологий при
средней общеобразовательной школы № 1006 -
экспериментальная площадка Западного ОУ
Департамента образования г. Москвы во
взаимодействии с Центром НИТ МИРЭА-МГДТДиЮ.
Прогнозирование:
- уровень знаний по информатике - не ниже среднего
окружного;
- по техническим дисциплинам - соответсвующий
программным требованиям ССУЗ;
- по основным профессиональным приложениям -
достаточный с точки зрения их производителей;
- профорентированность выпускников в области
информационных и электронных технологий -
полная.
Научный руководитель эксперимента - И.П. Дешко
Руководитель эксперимента - И.А. Ходяков
Содержание
Вернуться на страницу
<Методические разработки> |