Вернуться
на страницу <Методические разработки>
Содержание
Программа интегрированного курса "Информационные
и Электронные Технологии"
(средняя общеобразовательная школа № 1006 ЗАО г.
Москвы) 2002/2003 уч. г.
9 класс
10 класс
11 класс
Общий план курса
Курс рассчитан на три года в пределах
основной составляющей базового
учебного плана. Курс синтезирует
содержание профориентационного
технологического курса "Основы
электротехники, полупроводниковой
электроники, микропроцессорной
техники и микроЭВМ" и базового
предмета "Информатика".
Основная задача
курса - прочное усвоение системы знаний
и умений для самостоятельной
ориентации в области информационных,
электротехнических и электронных
технологий. По окончанию курса
учащиеся должны иметь базовый уровень
знаний и умений по информатике, а также
возможность свободного пользования
стандартной технической справочной и
учебной литературой и современным
профессиональным программным
обеспечением, быть ознакомленными с
организацией типовых рабочих мест.
Форма и содержание
знаний, а также лабораторное оснащение
АРМ учащихся в составе ПЭВМ и
лабораторного стенда cоответствуют
аналогичным курсам технических ВУЗов и
ССУЗ. Уровень освоения
профессиональных приложений отвечает
требованиям их разработчиков и
рассчитан на возможность
параллельного углубленного изучения в
рамках спецкурсов школьных
авторизованных учебных центров PROMT,
Mathcad, Electronics Workbench и программы MS AATP.
Успешное освоение
системы нелокализованных
профессиональных приложений
невозможно без умения работать с
системой автоматизированного перевода
текстов PROMT.
Применение при
математическом моделировании
изучаемых явлений таких классических
познавательных форм, как теоремы
классической теории поля, элементы
математического анализа и линейной
алгебры обеспечивается использованием
профессионального приложения Mathcad 2001
Professional.
Необходимым
становится применение электронного
моделирования различных аналоговых и
цифровых устройств в профессиональной
электронной лаборатории Electronics Workbench 5.12
Professional и MultiSIM 2001 Student: показания
приборов на виртуальных моделях
конкретизируют формы постановки задач
в математических моделях.
Установка
операционных систем,
администрирование и конфигурирование
локальных и глобальных сетей
обеспечивается изучением возможностей
Windows 2000 Professional, Windows 2000 Server и Windows 2000 Advenced
Server.
Лабораторные
стенды позволяют исследовать, в т. ч. в
режиме автоматизированных измерений,
физические модели по всему
тематическому спектру курса.
Время, отводимое на
курс, составляет 192 учебных часа на три
года из расчета 2 часа в неделю (1 час
теоретических занятий и 1 час
практических).
9 класс
1.1. Интерфейс
пользователя и файловая система ОС MS
Windows 2000 Professional (6 часов).
Интерфейс
пользователя: Рабочий стол, Панель
задач, ярлыки, кнопка Пуск, Главное
меню. Управление окнами. Настройка Рабочего
стола.
Двоичное и
шестнадцатеричное представление чисел
и двоичная арифметика.
Диски. Файлы и папки.
Создание, открытие, сохранение,
копирование, удаление и восстановление
файлов и папок. Настройка главного меню.
Контрольная панель:
просмотр файлов. Просмотр и управление
файлами в Проводнике. Просмотр
файлов в утилите Быстрый просмотр.
Поиск файлов.
1.2. Объекты и
стандартные приложения Windows 2000 Professional (12
часов).
Стандартные
приложения Windows 2000 Professional: Калькулятор,
Блокнот, графический редактор Paint,
текстовый редактор WordPad.
OLE-технологии:
вставки и внедрение объектов и
документов. Связь с документами. Понятие
гипертекста.
1.3. Элементы
сетевых технологий. Интернет (8 часов).
Виды сетей и их
архитектура: одноранговые сети, домены и
деревья. Сервер и рабочая станция.
Сетевая адресация. Безопасность в
сетевых технологиях.
Элементы языка HTML.
Создание web-страниц. Знакомство с
технологиями поиска в Интернете.
Электронная почта. Оптимизация
использования ресурсов Интернета.
Знакомство с антивирусными
технологиями.
1.4.
Мультимедийные технологии (4 часа).
Мультимедийные
технологии. Звуковые карты, карты ввода-вывода
видео. Цифровые фото- и видеокамеры.
Анимации. Медиаплейер.
2.1. Структура MS
Office XP. Создание документов в Word (10 часов).
MS Office XP: структура,
средства, задачи и приложения.
Создание и
редактирование документов в Word. Вставка
обычных и электронных таблиц. OLE
технолонии. Вставка гиперссылок.
Сохранение в HTML-формате. Графические и
мультимедийные технологии.
2.2. Создание
документов в Excel. Элементы бинарной
логики и прогаммирования (16 часов).
MS Excel: создание и
редактирование электронных таблиц.
Вставка функций. Создание диаграмм и
графиков. Использование численных
методов решения уравнений и систем.
Графический редактор. OLE-технологии.
Элементы бинарной логики:
доказательство логических тождеств.
Элементы алгоритмизации и
программирования: создание программ для
основные типы алгоритмов в MS VBA. 2.3.
Создание баз данных в СУБД Access (8 часов).
Понятия БД и СУБД.
Типы БД. Создание и редактирование БД.
Манипулирование и поиск в БД. Связи в БД.
Отчеты. Технология "клиент - сервер".
10 класс
3.1. Интерфейс
пользователя и файловая система ОС MS
Windows 2000 Professional (2 часа).
Интерфейс
пользователя: Рабочий стол, Панель
задач, ярлыки, кнопка Пуск, Главное
меню. Управление окнами. Настройка Рабочего
стола.
Двоичное и
шестнадцатеричное представление чисел
и двоичная арифметика.
Диски. Файлы и папки.
Создание, открытие, сохранение,
копирование, удаление и восстановление
файлов и папок. Настройка главного меню.
Контрольная
панель: просмотр файлов. Просмотр и
управление файлами в Проводнике.
Просмотр файлов в утилитах Быстрый
просмотр. Поиск файлов.
3.2. Объекты и
стандартные приложения Windows 2000 Professional.
Сети (10 часов).
Стандартные
приложения Windows 2000 Professional: Калькулятор,
Блокнот, графический редактор Paint,
текстовый редактор WordPad.
OLE-технологии:
вставки и внедрение объектов и
документов. Связь с документами. Понятие
гипертекста.
Мультимедийные
технологии. Звуковые карты, карты ввода-вывода
видео. Анимации. Медиаплейер.
3.3. Структура MS
Office XP. Создание документов в Word (4 часа).
MS Office XP: структура,
средства, задачи и приложения.
Создание и
редактирование документов в Word 2002.
Вставка обычных и электронных таблиц. OLE
технолонии. Вставка гиперссылок.
Сохранение в HTML-формате. Графические и
мультимедийные технологии.
3.4. Создание
документов в Excel. (4 часа).
MS Excel 2002: создание и
редактирование электронных таблиц.
Вставка функций. Создание диаграмм и
графиков. Использование численных
методов решения уравнений и систем.
Графический редактор. OLE-технологии.
3.5. Создание баз
данных в СУБД Access (4 часа).
Понятия БД и СУБД.
Типы БД. Создание и редактирование БД.
Манипулирование и поиск в БД. Связи в БД.
Отчеты.Технология "клиент - сервер".
4.1. Функции,
графики, массивы и символьные операции (2
часа).
Ввод текстовых и
числовых данных, выполнение
математических операций, ввод
переменных величин, функций и формул,
вывод значений в табличной форме и на
графике. Символьный процессор и
символьные преобразования
математических выражений. Шпаргалки и
гипертекстовые электронные книги.
4.2. Элементы
линейной алгебры. Правила Крамера (2 часа).
Система линейных
уравнений. Понятия матрицы и
определителя. Правила Крамера. Правила
расчета определителей. Минор и
алгебраическое дополнение элемента
матрицы. Нахождение решений систем
линейных уравнений непосредственным
расчетом определителей и в Mathcad.
4.3.
Дифференцирование и интегрирование в
Mathcad (2 часа).
Физический и
геометрический смысл производной и
дифференциала функции одной и
нескольких переменных. Нахождение
формул производных по графикам функций
и с помощью символьного процессора Mathcad.
Применение формулы полного
дифференциала для получения формулы
абсолютной и относительной
погрешностей косвенных измерений.
Физический и
геометрический смысл интеграла.
Органическое единство понятий функции,
её производной и её интеграла.
Неопределенный и определенный
интегралы. Формула Ньютона-Лейбница.
Нахождение неопределенных интегралов
по графикам функций и с помощью
символьного процессора в Mathcad. Понятие
среднего и среднего квадратичного
значений переменных величин и функций и
их расчет с помощью интегрирования.
5.1. Закон Кулона.
Полевые теоремы (4 часа).
Свойства
физического вакуума. Электрический
заряд и напряженность его поля. Закон
Кулона. Поток вектора напряженности
электрического поля и теорема Гаусса-Остроградского.
Теорема о циркуляции вектора поля.
Интегральные уравнения Максвелла для
электростатического поля. Расчет
симметричных полей. Потенциал
электростатического поля. Напряжение.
Принцип суперпозиции и законы
сохранения в электростатике.
Электроемкость. Конденсаторы. Энергия
электростатического поля.
Электрические свойства материалов.
Эксперимент:
сравнение емкостей конденсаторов по
уровню тока зарядки (разрядки).
5.2. Постоянный
электрический ток. Закон Ома. Правила
Кирхгофа (4 часа).
Электрический ток.
Сила и плотность тока. Электрическая
проводимость и сопротивление. Закон Ома
как закон причинно-следственной связи.
Фазовая диаграмма и ВАХ резистора.
Сопротивление групп резисторов. ЭДС.
Правила Кирхгофа как формы законов
сохранения. Метод контурных токов.
Расчет цепей постоянного тока.
Эксперимент:
измерение токов, напряжений,
сопротивлений; проверка правил Кирхгофа.
5.3. Закон Био-Савара-Лапласа
(2 часа).
Электромагнитные
свойства вакуума. Закон Био-Савара-Лапласа.
Индукция магнитного поля. Векторное
произведение и мнемоника правовинтовой
тройки векторов. Расчет симметричных
магнитных полей. Интегральные полевые
теоремы для вектора индукции магнитного
поля. Поток вектора индукции и
потокосцепление. Поле соленоида.
Напряженность магнитного поля и методы
расчета магнитных цепей.
Эксперимент:
наблюдение поля электромагнита.
5.4. Сила Лоренца и
закон Ампера (2 часа).
Сила Лоренца и
вихревое электрическое поле. Закон
Ампера. Принцип действия электрических
двигателей и электронно-лучевых
приборов.
Эксперимент:
наблюдение взаимодействий магнитов,
токов (в т. ч. индукционных) и потоков
частиц.
5.5. Закон Фарадея
(2 часа).
Закон Фарадея и
единый механизм в явлениях
электромагнитной индукции.
Самоиндукция. Закон сохранения потока
магнитного поля. Энергия магнитного
поля. Принцип действия электрических
генераторов.
Эксперимент:
наблюдение действия индукционных токов.
5.6. Система
уравнений Максвелла (2 часа).
Уравнения Максвелла
для стационарных и переменных
электрических и магнитных полей.
Понятие электромагнитного поля.
Электромагнитные волны.
6.1. Однофазные
цепи переменного синусоидального тока (6
часов).
Характеристики
синусоидального тока. Векторные
диаграммы для активных и реактивных
элементов цепей. Фазовая характеристика.
Расчет цепей. Резонанс токов и
напряжений. Формула Томсона.
Эксперимент:
наблюдения за динамикой характеристик
реактивных элементов в схеме
характериографа.
Лабораторная
работа: определение резонансных
характеристик последовательного и
параллельного контуров.
6.2. Трехфазные
цепи переменного синусоидального тока (4
часа).
Трехфазная система
электрических цепей. Соединение
электрогенераторов и электроприемников
звездой и треугольником. Расчет
симметричных и несимметричных
трехфазных цепей с активной и
реактивной нагрузкой. Аварийные режимы.
Эксперимент:
измерения линейных и фазных токов и
напряжений.
Лабораторная
работа: исследование трехфазных цепей.
6.3.
Трансформаторы (2 часа).
Однофазный
трансформатор и режимы его работы.
Расчет трансформаторов. Трехфазные и
специальные трансформаторы.
Эксперимент:
измерение первичных и вторичных
характеристик; определение числа витков.
Лабораторная
работа: исследование однофазного
трансформатора.
6.4. Электрические
машины синусоидального переменного
тока (4 часа).
Вращающееся
магнитное поле в двух- и трехфазных
обмотках. Принцип действия и
обратимость электрических машин
переменного тока. Синхронный двигатель
и генератор. Асинхронный двигатель и его
характеристики.
Эксперимент:
наблюдение двухфазного синхронного
двигателя и генератора; наблюдение
трехфазного асинхронного двигателя с
короткозамкнутым ротором.
6.5. Электрические
машины постоянного тока (2 часа).
Устройство и рабочий
процесс машины постоянного тока.
Двигатели и генераторы постоянного тока
и их характеристики.
Эксперимент:
наблюдение двигателя и генератора
постоянного тока.
11 класс
7.1.
Полупроводниковые приборы (6 часов).
Электрофизические
свойства полупроводников. Обратная
связь. Понятие активного элемента. ВАХ
электронно-дырочного перехода. Диоды:
типы, применение, схемы устройств.
Биполярные транзисторы: эффект Эрли,
схемы включения, статические и
динамические характеристики.
Полевые транзисторы:
схемы включения, характеристики. МОП-транзисторы.
Тиристоры. Специальные
полупроводниковые приборы.
Эксперимент:
наблюдение ВАХ полупроводниковых
приборов в схеме характериографа.
7.2. Электронные
усилители (4 часа).
Синтез каскада
усиления тока, напряжения, мощности.
Обратная связь. Классы усилителей.
Дифференциальный усилитель.
Операционный усилитель. Усилители на
ИМС.
Эксперимент:
наблюдение зависимости коэффициента
усиления от параметров каскада;
наблюдение работы интегрального
операционного усилителя.
Лабораторная
работа: снятие АЧХ усилительного
каскада.
7.3. Электронные
генераторы (2 часа).
Автогенераторы
гармонических колебаний. Обратная связь
в генераторе: индуктивная, LC- и RC- схемы
генераторов. Баланс амплитуд и фаз.
Стабилизация частоты колебаний.
Эксперимент:
наблюдение работы автогенераторов на
биполярном транзисторе и интегральном
операционном усилителе.
7.4. Импульсные
схемы электроники (2 часа).
Ограничители, ключи,
мультивибраторы. Блокинг-генераторы.
Использование в тиристорных
устройствах: регуляторы напряжения,
инверторы. Применение в цифровой
технике.
Эксперимент:
наблюдение работы импульсных устройств
и тиристорного регулятора напряжения.
7.5. Источники
питания (4 часа).
Схемы выпрямления.
Сглаживающие фильтры. Параметрическая и
компенсационная стабилизация
напряжения и тока. Стабилизаторы на ИМС.
Эксперимент:
наблюдение выпрямления и стабилизации в
различных схемах.
7.6. Интегральные
микросхемы (2 часа)
Схемы интегральной
микроэлектроники. ТТЛ, КМОП и ЭСЛ
технологии. Общие сведения и
схемотехника. Традиционные серии ИМС.
Статические и динамические параметры.
Нагрузочная способность. Стандартные
типы логических ИМС. Узлы
вычислительных устройств.
Эксперимент:
наблюдение ИМС различных серий и типов.
8.1. Логические
функции. Булев базис (4 часа).
Формы представления
логических функций: формулы, таблицы
истинности, диаграммы Венна, логические
схемы, временные диаграммы.
8.2. Основные
логические тождества (8 часов).
Доказательства
логических тождеств в различных формах
представления. Тождества де-Моргана.
Замена логических базисов.
8.3. Минимизация
логических функций (4 часа).
СДНФ и СКНФ. Формы
минимизации логических функций: булева
алгебра, графические представления,
метод Куайна-Маккласки.
Синтез логических
автоматов в различных логических
базисах и наборах логических функций
ИМС. Временная задержка. Понятие об
эффективности проекта автомата.
Эксперимент:
проверка работы ИМС серии 155; синтез
логических схем.
9.1. Синтез
интерфейсных схем без обратных связей (4
часа).
Синтез и проверка
работы дешифратора, шифратора,
демультиплексора, мультиплексора,
неполного и полного сумматора.
Эксперимент:
проверка работы устройств на ИМС серии
155.
9.2. Синтез
триггеров триггерных схем машинного
интерфейса (6 часов).
Синтез асинхронных и
синхронного RS-триггеров, D-триггера, Т-триггера.
JK-триггер.
Лабораторная
работа: последовательный синтез D-триггера
на ИМС серии 155.
9.3. Синтез
запоминающих устройств (4 часа).
Синтез и проверка
работы регистров и счетчиков. Память.
Буферные элементы машинного интерфейса.
Эксперимент:
проверка работы устройств на ИМС серии
155.
9.4. Структура
микропроцессора и микроЭВМ. Ассемблер (4
часа).
Структура микроЭВМ.
Архитектура и порядок работы ЦП для
арифметических и логических вычислений.
Система команд МП. Программирование в
кодах и мнемокодах: понятие об
Ассемблере.
Эксперимент:
работа с системой команд, составление
программ и сравнение их эффективности.
10.1. Алгоритмы и
формы их представления (2 часа).
Понятие и виды
алгоритмов. Организация ветвлений и
циклов. Исполнитель алгоритмов. Понятие
об алгоритмическом языке.
Эксперимент:
составление алгоритмов для решения
арифметических и логических задач на
алгоритмическом языке и в форме
структурных схем.
10.2.
Программирование основных типов
алгоритмов (4 часа).
Этапы
программирования: математическая
модель, составление алгоритма,
реализация алгоритма на языке
программирования, отладка и
тестирование программы, проведение
расчетов и анализ полученных
результатов.
Эксперимент:
программирование на QBASIC и в Mathcad.
10.3. Система
языков программирования (6 часов).
Понятие о
структурном и объектном
программировании. Знакомство с языками
Pascal и C. Язык программирования Visual Basic.
Эксперимент:
Реализация алгоритмов на языках Pascal и C.
Технология программирования в Visual Basic.
10.4. Сетевые
технологии (4 часа).
Телекоммуникации:
аппаратные средства и адресация.
Локальные вычислительные сети:
аппаратные и программные средства.
Глобальные сети: электронная почта, базы
данных, BBS, Интернет.
Эксперимент:
работа в MS Internet Explorer.
Содержание
Вернуться на страницу
<Методические разработки> |